Как разогнать бизнес до скорости болида

https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/volchek-big.png
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/volchek.png
Александр Волчек
ИТ – предприниматель
Сегодня Попов Илья и Егор Евланников. И где же снимается наше экспертное интервью, где происходят события? Опять Дубай. Сегодня у нас «Смешарики» и NFT.
Мне кажется, многие знают, что такое «Смешарики». А при чем тут «Смешарики» и NFT? В сегодняшней дискуссии мы увидим, как рынок офлайн или нашей стандартной жизни переходит в абсолютно современный другой мир. И что там происходит, и как это работает, и как работают эти изображения, образы и виртуальная реальность, и как создаются большие, десятитысячные комьюнити по этой теме. Сегодня вы про это узнаете.
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_popov.png
Попов Илья
Предприниматель, продюсер, эксперт в сфере маркетинга и лицензирования детских товаров и услуг. Является одним из основателей и председателем совета директоров группы компаний «Рики», соавтором идеи сериала «Смешарики» и президентом Ассоциации Анимационного Кино России. Лауреат Государственной премии РФ в области культуры и искусства (2008).
Зарегистрируйтесь
И получите бесплатный доступ к курсу

Заполните форму,
чтобы открыть доступ к видео

Заполнить форму
Таймкоды
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_popov.png
Попов Илья
Главные идеи видео:
Для меня особый интерес представляет возможность создания чего-то из ничего. Но не строительство пароходов и заводов, а момент, когда идея рождает целый мир. Люди, желая погружаться в этот мир и взаимодействовать с ним, готовы за это платить.
Модель, которую, всю жизнь я стараюсь применять в своем бизнесе, связана с лицензированием. Это модель, где, передавая права на собственность, ты не теряешь ее, а предоставляешь во временное пользование партнерам. Фактически это дает тебе право успешно и долгосрочно монетизировать.
Теория важна и нужна, но любой практик разъяснит эту же теорию в несколько раз быстрее, понятнее и предметнее, привязывая ее к бизнесу. Лучше сразу иметь под рукой людей, которые обладают необходимыми практическими знаниями, тогда в формате диалога ты быстрее чему-то учишься сам.
Аудитория начинает больше и глубже влиять на твой продукт. В результате возникает процесс некого сотворчества, где одно срастается с другим. Ты производишь продукт под целевую аудиторию, с которой взаимодействуешь, а она, в свою очередь, влияет на него.
Наши основные объекты продаж — трехмерные объекты для коллекционирования. Они делают проект интересным для взаимодействия, то есть с ними можно соприкасаться через дополненную реальность — AR.
Наша следующая задача — склеить два мира: медиапроизводства и NFT. Где-то на стыке этих двух историй может родиться какой-нибудь следующий единорог.
[00:02:42]
Про образование и первые шаги в бизнесе
[00:06:51]
Переломные моменты в бизнесе
[00:10:56]
Про креативную индустрию
[00:15:36]
Как изменится рынок за 10 лет? Какие планы на ближайшие 10 лет?
[00:21:50]
Что такое NFT?
[00:31:04]
Как знаковые явления повлияли на подход к бизнесу?
[00:39:09]
Небольшой блиц
[00:42:07]
Какой процент IT-специалистов в команде? Как подбирается команда Рики?
[00:46:10]
Рекомендации от Ильи Попова

Полный текст интервью

Представься, пожалуйста, и расскажи о своей текущей позиции в мире. Чем занимаешься?

Привет. Я занимаюсь продюсированием медиапроектов. Делаю это уже более 20 лет. Основал компанию «Рики», которая известна своими анимационными брендами, прежде всего смешариками, фиксиками и малышариками. В обойме у нас порядка 15 разных проектов. Недавно вышел полнометражный фильм «Финник». Выпускаем сериалы, анимационные фильмы, но в целом мы создаем медиабренды.

В команде сейчас работает порядка пятисот сотрудников во всех наших компаниях и еще, наверное, около тысячи тех, кто вовлечен в проекты на аутсорсе. Компания лидирует в российском сегменте и стремится стать лидирующей за пределами России. И это первая, она же основная, часть моего бизнеса.

Вторая часть родилась недавно, с точки зрения медийного бизнеса. Однако живет достаточно давно, с точки зрения темпов развития новой индустрии, связанной с блокчейном (NFT). Этот бизнес связан с созданием NFT-проектов. Проекту уже около двух лет и это довольно новое направление, которым я еще занимаюсь.

Скажи, пожалуйста, а с чего вообще все началось? Где ты родился, учился и как пришел к тому, чем сейчас занимаешься?

Родился в Санкт-Петербурге, тогда еще в Ленинграде. В раннем детстве родители увезли меня в город-герой Северодвинск, где я провел большую часть своего детства. Потом вернулся в Петербург, когда исполнилось 11 лет. И уже дальше, можно сказать, всю учебу после школы я два раза поступал в высшие учебные заведения и столько же раз вынужденно их бросал.

В последний раз это было в середине 90-х. В то время достаточно активно много чего развивалось, и я достаточно быстро увлекся темой предпринимательства. Первый мой, можно сказать, условный бизнес стартовал в 14 лет. Потом, к моменту поступления в институт, у меня уже многое происходило за пределами обучения. По сути, к 18–19 годам у меня была уже достаточно большая для меня компания.

Я всю жизнь занимаюсь креативным бизнесом. Для меня особый интерес представляет возможность создания чего-то из ничего. Но не строительство пароходов и заводов, которые производят физические объекты, а момент, когда идея рождает целый мир. Люди, желая погружаться в этот мир и взаимодействовать с ним, готовы за это платить. Для меня это очень интересная форма креативного бизнеса.

Модель, которую, всю жизнь я стараюсь применять в своем бизнесе, связана с лицензированием. Она вдохновила меня сначала и продолжает вдохновлять. Это модель, где, передавая права на собственность, ты не теряешь ее, а предоставляешь во временное пользование партнерам. Фактически это дает тебе право успешно и долгосрочно монетизировать. Твоя задача заключается только в том, чтобы это поддерживать, развивать и формировать аудиторию вокруг.

Но это не сервисный бизнес, где ты что-то сделал, произвел, а потом получил какой-то доход, и на этом жизненный цикл для твоего проекта закончился.

То есть у тебя нет художественного образования?

У меня есть незаконченное художественное образование по специальности «Дизайн интерьера и окружающей среды». Я бросил вуз, когда понял, что материал, который мне преподают, устарел. Скажем так, в моей компании уже стояли компьютеры, а в вузе обучали по старинке. Мы уже создавали какие-то дизайн-проекты и задействовали их, а в университете пытались учить по классике, доставали журналы 80-х и начала 90-х годов про интерьеры и по ним пытались что-то рассказывать. Казалось, что происходящее в это время за пределами вуза, гораздо понятнее, а информация интереснее. Не говорю, что это правильно или неправильно.

В принципе, я до сих пор учусь и делаю это каждый день. Для меня самыми лучшими учителями были и остаются те люди, с которыми довелось поработать и с кем продолжаю взаимодействовать. Каждый новый партнер или только что пришедший человек в команду учит меня чему-то новому. Как раз, наверное, вместе с этим знанием я как-то и развиваюсь.

Для меня практическое взаимодействие гораздо ценнее, чем некий теоретический опыт. Конечно, теория важна и нужна, но любой практик разъяснит эту же теорию в несколько раз быстрее, понятнее и предметнее, привязывая ее к бизнесу. Изучив теорию, ты все равно будешь применять ее на практике. Лучше сразу иметь под рукой людей, которые обладают необходимыми практическими, например, юридическими знаниями. И тогда в формате диалога ты быстрее чему-то учишься сам.

Как я понимаю, начав свой предпринимательский путь в 14 лет, ты, на мой взгляд, считаешься одним из ярчайших представителей предпринимательской среды из России. И это довольно длительная траектория. Мне очень интересно, можешь ли ты выделить какие-то переходные, переломные моменты квантового расширения бизнеса? Что повлияло лично на тебя или на компанию? Какие основные этапы такого квантового перехода ты выделяешь?

Наверное, сам факт появления первой компании и первая ответственность, когда ты делаешь проект не сам, а собираешь для этого команду. Это люди, которые стоят за тобой, они пришли к тебе на работу. Я никогда ни на кого не работал, ни разу не устраивался ни в какие компании сотрудником. Но для меня первый скачок — это момент появления команды.

У нас, на самом деле, очень много таких скачков, которые связаны в том числе с какими-то кризисами, происходящими в нашей стране. Потому что в 1998 году, когда мне было 20 лет, я успел заработать по тем временам вполне достойные деньги и практически все потерять просто в один день, как и многие другие. И тогда у меня фактически появился первый более или менее системный бизнес. Это тоже некий скачок от малого предприятия к какому-то более активному.

Тогда же у нас появилась компания «Фан Гейм», которая стала активно заниматься разработкой игр. В это время шел период активного первичного импортозамещения зарубежной продукции. Соответственно, для этого требовались российские разработки. И мы как раз создали команду, которая начала это делать. То есть произошел некий переход. Мы научились делать много проектов одновременно. Это был серьезный скачок.

Потом произошел обратный скачок. Мы отказались практически от всех проектов и сосредоточились на одном. Это были «Смешарики» в период запуска. Мы сконцентрировались на одном проекте, когда накопился необходимый ресурс. То есть сформировалась команда, которая, отказавшись от десятков и даже сотен проектов, перешла работать на один.

Мы долгое время занимались только этим проектом, так как он был главным и единственным. Потом произошел переход, когда стали работать не над одним проектом, а над множеством.

Я сравниваю это с тем, где ты сначала учишься управлять машиной попроще, потом переходишь на хорошую машину, а затем управляешь скоростным автомобилем. Но это не то же самое, что управлять транспортным потоком, когда у тебя в забеге много машин. Ты находишься не за рулем каждой, а должен выстроить гонку, понимая, где твои машины, а где — чужие. И тебе требуется управлять проектами и компанией уже другим образом.

Сам по себе этот переход тоже был своего рода скачком. Сейчас происходит еще один такой скачок.

Я проводил параллель с управлением ресторанами. Когда у тебя один ресторан, ты гостеприимный хозяин и можешь уделять внимание тому, как накрыт стол и так далее. А когда у тебя три ресторана, это уже совсем другая работа.

Ну да. Сетевая история тоже про это.

Я пойду по бизнесовому подходу. Как называется отрасль, в которой ты работаешь, или рынок, где представлен твой бизнес? Можешь оценить его объем?

Это, скорее всего, креативная индустрия в целом, потому что прослеживается много пересечений. Здесь оценивать даже не берусь — наверно, более триллиона долларов. А если брать более узкую нишу — это, конечно, рынок анимации.

В этом рынке есть часть, связанная с контентной составляющей. То есть прямое создание и продажа анимационного контента. Но, в отличие от киношного контента, есть также продажи каких-то образов на футболках, майках, игрушках и остальном. В анимационной индустрии это считается тоже значимой составляющей. Поэтому для меня эти два бизнеса — бизнес контентного производства и лицензирование прав на образы — считаются ключевыми элементами.

По объему мирового рынка обе эти части в совокупности составляют примерно полтриллиона. Россию даже не считаю, там почти всегда условно полтора процента, а сейчас и до процента не доходит. Мы многое делали и продолжаем делать. Благодаря этому, нам удалось построить успешную российскую компанию. Я понимаю, что мы достигли успеха в России. Но для нас это в большей степени минус, чем плюс.

Россия, как и любая успешная большая территория, считается full-маркетом. Чем он больше, тем сильнее ты попадаешь в некую ловушку. У тебя куча возможностей, чтобы делать что-то в родной стране, но выйти на глобальный уровень ты почти не можешь. Поэтому какие-нибудь израильские проекты очень активно выходят за пределы своей страны. В малых странах это более развито, так как их локальный рынок недостаточен.

Яркий пример — Южная Корея. Рынок, конечно, локально у них тоже немаленький. Но Корея понимает, что она, находясь между большим Китаем и Японией, составляет лишь малую часть мирового рынка. Поэтому эта страна сразу стала двигаться в сторону экспорта. Это касается и креативной индустрии, и технологий, например, LG и Samsung.

Таким образом, наш успех в России для нас на долгое время стал своего рода проклятием. У нас был период, который мы в какой-то момент стали называть «проклятием одного проекта». Не только наша компания, но и большинство других до сих пор такими остаются. Ребята создали один успешный анимационный проект, он в целом хорошо идет, из-за чего они остаются в рамках выстрелившего проекта. Да, на этом можно прожить долго, но системно компанию не построить.

Момент перехода из компании одного проекта в компанию нескольких проектов — своего рода вызов. Одно дело — быть успешной компанией на локальном рынке, и совсем другое — быть компанией глобальной. Совсем разные лиги интереса. И мы сначала надолго зависли на первой стадии одного проекта, потом долгое время искали и по прежнему находимся в неком процессе трансформации и роста, чтобы не быть просто успешной локальной компанией.

Мы недавно общались, и ты назвал такое понятие, как Screen Entertainment. Мне очень понравилось такое интегральное понятие. Оно говорит, как я это воспринимаю, что в текущей реальности, если создаешь какие-то образы, тебе недостаточно быть просто в мультике. Это и игры, и печатная продукция, и игрушки, и множество смежных рынков. То есть если ты создаешь образы, то должен иметь империю, которая представляет собой кучу разных бизнесов с собственной спецификой. Мне кажется, так устроен весь рынок. Как, по-твоему, будет выглядеть медиарынок на горизонте 10 лет? Во что это превратится? Какие у тебя планы в этом рынке на ближайший год и 10 лет?

То, что происходит сейчас, будет только усиливаться. Появилось больше и самих проектов, и способов взаимодействия аудитории с брендами. Условно говоря, раньше в России, чтобы стать успешным детским проектом, который будет существовать долгое время, достаточно было попасть на телек и проиграться года два в каком-нибудь «Спокойной ночи малыши». Сейчас ни один телек полноценно задачи не закрывает.

Онлайн-платформ, например, YouTube и онлайн-кинотеатров, сейчас стало много. По этой причине люди, детская и взрослая аудитории, сейчас имеют возможность выборочно смотреть то, что хотят, погружаться в конкретный проект. Это уже другая модель создания проектов и взаимодействия с аудиторией.

Чем дальше мы идем, развиваясь, тем больше появляется сегментаций проектов на целевые группы, более узкие. Однако уровень проникновения в эти группы становится более глубоким. Поэтому удлиняется и жизненный цикл бренда, и уровень погружения, и, соответственно, уровень финансовой отдачи от конкретного пользователя. Таким образом, формула, которая сейчас используется, будет только усиливаться. Все-таки сейчас успех проектов сильно зависит от умения работать с Big Data и какими-то правильными креативами.

Сейчас, чтобы проекты глубоко уходили в целевые группы, применяются технологии, которые позволяют правильно выстраивать взаимодействие. Таким образом, вам уже не надо договариваться с кем-то, кто связан с медийным бизнесом, чтобы попасть на телек. Или идти к человеку, принимающему решение продать лицензию, который потом ее покупает и договаривается с кем-то дальше, в какой сети встать.

Теперь активно развивается электронная коммерция, а также платформы, которые позволяют хоть завтра выставить любой продукт и даже его производить. Те же онлайн-платформы позволяют создать какой-нибудь канал, начать на нем вещать на свою аудиторию и взаимодействовать с ней максимально интерактивно.

Так ты оказываешься гораздо ближе к своей аудитории. Аудитория в каком-то смысле начинает больше и глубже влиять на твой продукт. В результате возникает процесс некого сотворчества, где одно срастается с другим. Условно говоря, ты производишь продукт под целевую аудиторию, с которой взаимодействуешь, а она, в свою очередь, влияет на него. Именно технологическое скрещивание всего этого с развитием самого контента — некая новая история, которую нам только предстоит осмыслить.

Например, NFT и развитие блокчейна — еще одна такая ступенька, очень интересная, потому что до определенного момента такого понятия, как «цифровое владение», не было. Это как раз та технология, которая все больше будет уходить в сторону массмаркета. Сейчас все, что мы видим, эксперимент на уровне гиков и фриков, которые в это играют и решают какие-то задачи. Но это еще очень далеко от массмаркета. Чем дальше такая технология будет уходить в массмаркет, тем больше это будет влиять на остальное. А владение процессом сотворчества скоро будет иметь собственное понятие. И это совершенно другая форма взаимодействия, а также создания контента.

К слову, когда человек хочет быть и не хочет быть просто потребителем. Элвин Тоффлер ввел такое понятие, как «просьюмер» — продюсер и консьюмер в одном лице. Ты упомянул NFT. Расскажи в двух словах об этом проекте и в какой-то понятной форме для людей, кто не разбирается в NFT.

Проект, который мы сейчас запустили, как раз находится в некоем авангарде. Мы не повторяем то, что делает сейчас большинство команд в своих проектах, не пытаемся угнаться за продажами, перепродажами, прибылью и хайпом.

Первая концепция, которую сейчас применяем в рамках основного проекта — дарим NFT. То есть ты не можешь их купить.

В рамках первичного размещения любую выходящую NFT можно только получить бесплатно. Чтобы получить ее бесплатно, в некоторых случаях достаточно в буквальном смысле прийти на проект в нужный момент, когда идет раздача. Тираж и время лимитированы, поэтому надо успеть. Это первый способ.

Второй способ бесплатно получить NFT — посетить какое-то мероприятие и выполнить требуемые действия. В любом случае финансово за это ничего не платишь, только своим временем.

Получив это в собственность, ты формируешь собственную коллекцию, которую в дальнейшем сможешь либо сохранить у себя, либо выставлять на вторичном рынке. Такая модель распространения есть, например, в гейм-индустрии — модель freemium. То есть что-то раздается бесплатно, а что-то — платно.

Во-первых, мы получаем миллион роялти с продаж на вторичном рынке. Во-вторых, предлагаем дополнительные услуги, например, кастомизацию дополнительно приобретенных NFT, достижение конкретных уровней и возможность прибытия на определенные уровни, а также доступ к более закрытым коллекциям. Это все про монетизацию, но модель бесплатной раздачи сохраняется.

Вторая часть уникальности — уход в зарождающуюся нишу. Здесь мы не первооткрыватели. Уверен, что потом такие продукты будут потребляться наравне с другими формами медиа, связанными с NFT. Вначале появились картинки, которые стали продаваться как NFT, потом добавился видеоконтент.

Наши основные объекты продаж — трехмерные объекты для коллекционирования. Они делают проект интересным для взаимодействия, то есть с ними можно соприкасаться через дополненную реальность — AR.

Это гораздо интереснее, чем лежащая в твоем криптокошельке картинка. Да, ты можешь показать ее другу, а если это красивый качественно сделанный видеоарт, то экспонировать на каком-нибудь специально подготовленном экране. Но здесь нет никакого прямого взаимодействия.

С NFT все по-другому. Ты берешь с цифровой полки свой NFT, делаешь фото и видео, выставляешь его через дополненную реальность в любом пространстве и дальше взаимодействуешь с ним. Можешь носить с собой коллекцию, которая составляет сотни тысяч работ, иметь возможность сортировки и выбирать подходящую NFT. Это первый шаг к простой AR.

Дальше подключается история, связанная с метавселенными и виртуальными пространствами. Люди, погружаясь в эти пространства, создают свои комнаты, берлоги, дома, все что угодно, а затем их кастомизируют и украшают. Появляется возможность покупать какие-то объекты в виде трехмерных NFT и также имплементировать их в свои виртуальные пространства метавселенных. Я считаю, что это следующий уровень взаимодействия с трехмерными объектами.

Я не первооткрыватель. Трехмерные объекты уже существуют. Сейчас мы строим целую платформу, специализирующуюся на новой модели распространения, трехмерных объектах NFT и интеграции в соцсети. На стыке этих трех вещей и рождается уникальность нашего проекта.

Понятно, что есть DreamWorks, Disney, Warner, Nickelodeon и масса других крупных компаний, которые появились еще в начале прошлого века. А мы как бы играем на их поляне, стремясь откусить у них какой-то кусок.

Если посмотреть глобально, я думаю, в будущем мы сможем составить им конкуренцию и стать потенциальным объектом приобретения. Возьмем, к примеру, Disney, который поглотил Pixar. То же самое произошло с Marvel и с LucasArts. То есть сначала ты играешь на том уровне, на котором тебя не замечают, а потом вырастаешь и становишься частью этих больших игроков.

Это прямо новая вселенная, новый мир. Считаю, что большинству предпринимателей точно стоит посмотреть в эту сторону. А путеводной звездой, мне кажется, должны стать твои успехи на этом направлении.

Йуху. Это как раз то, о чем я не договорил. Самое интересное для меня в этом новом сегменте то, что пока здесь нет крупных мейджоров. Более того, все развивается такими скоростями, что там, где компания традиционного сегмента заводит свои позиции десятилетиями, сырая компания здесь достигает таких результатов, если оказывается успешной, буквально за несколько лет и имеет гораздо больший потенциал для дальнейшего роста. Поэтому это просто другая игра.

Это правда интересно. Однако опыт, приобретенный нашей командой в медиапроизводстве, никуда не девается. Поэтому наша следующая задача — склеить два этих мира. Мне кажется, что где-то на стыке этих двух историй может родиться какой-нибудь следующий единорог.

Круто, очень вдохновляюще звучит. У меня вопрос, который я не могу не задать.

Несколько лет назад начался коронавирус, а сейчас настала новая реальность после весны 2022 года. Как эти два знаковые явления повлияли на твой подход к бизнесу, на положение дел в твоей компании? Как ты пересобрался? Можешь поделиться своим видением исходя из текущей реальности?

Знаешь, я вообще считаю себя очень везучим человеком по многим параметрам. например, это люди, которые меня окружают. Наверное, есть некое проведение, когда какие-то события, происходившие «до», в итоге приводили к тому, что мы, не думая об этом, оказывались подготовленными.

Например, на протяжении долгого времени, еще до того, как возникла необходимость изоляции из-за коронавируса, мы решали задачу распределенной работы. Тогда наша команда уже шла в сторону распределенного продакшена. Ведь чтобы быть успешными, надо вовлекать в производственный креативный процесс людей, которые хотят жить свободно и находиться где угодно. А когда произошли события, связанные с изоляцией, мы в достаточной степени были к этому готовы.

Да, какие-то вещи в быстром режиме пришлось дорабатывать. Более того, мы продолжаем это делать. Но все же кризис, связанный с коронавирусом, повлиял на нас скорее даже позитивно. Потому что люди, находясь дома в этот период, стали активнее смотреть контент. Все онлайн-кинотеатры в этот период активно выросли по всем параметрам, и это тоже сыграло нам на пользу. А, с точки зрения производства, мы были к этому готовы. И хотя все работали из дома в первый год коронавируса, наша компания по объему производства в сравнении с предыдущим годом выросла примерно в два раза.

В сегодняшней ситуации мы работаем из Дубая. Я переехал сюда в начале осени прошлого года, так как задолго до этого здесь готовилась Экспо. А примерно за два года до этого наши персонажи, «Фиксики», были выбраны официальным маскотом российского павильона.

Что-то подобное происходило и в 2010 году. Тогда «Смешариков» не выбрали официальным маскотом, но они были активно интегрированы. Это дало нам стартовую точку развития в азиатском регионе. Конкретно в Китае с 2010 года мы, наверное, и стартовали.

В этот момент стало понятно, что с «Фиксиками» мы сможем обосноваться в арабском мире, выбрав его некой точкой для развития. Поэтому, побывав здесь несколько раз до Экспо и заручившись поддержкой своих партнеров, я принял решение, переехать сюда. Здесь как раз находится весь наш бизнес.

Сейчас, наверное, большинство людей, которые здесь находятся, считают себя чуть ли не беженцами, а мы уже строим свою историю как международную отсюда. Обзавелись локальными партнерами, которые поддерживают наше развитие.

Мы не потеряли при этом связь с Россией. Наоборот, у нас появилось некое конкурентное преимущество. Если в России, с точки зрения финансовых результатов, не наступит какого-то глобального финансового кризиса, то только порадуемся. А так как оттуда ушли какие-то крупные иностранные компании, оставив свободным поле для новых проектов, мы тоже от этого, очевидно, выигрываем. Если завтра в России произойдет какой-то финансовый катаклизм, который приведет к сильному обесцениванию всего, наша компания только выиграет в конкуренции, с точки зрения стоимости производства. Поэтому, так или иначе, мы понимаем, что точки для роста есть.

Не хочу комментировать, все, что сейчас происходит. Я понимаю, что это не просто экономический кризис, причины которого заключаются в ином. Но если смотреть с позиции бизнеса, наша команда, как и компания в целом, без работы не останется и в любом случае будет в выигрыше.

Приведу замечательный пример. Эта ситуация произошла с нашим полнометражным фильмом «Финник», который вышел 24 марта. Буквально за две недели до его релиза наш партнер, компания Sony, которая должна была прокатывать мультфильм не только в России, но и во многих других странах, разорвала контракт. Не конкретно с нами, а в целом. И мы встали перед выбором: то ли переносить релиз на непонятный срок, то ли, сменив прокатчиков, все-таки за две недели как-то пересобраться. В итоге мы выбрали другого прокатчика и запустили прокат, не сменив даты выхода.

Уже пошла четвертая неделя, а мы остаемся лидерами проката в России. В целом это аномально даже при других раскладах, все равно через несколько недель один лидер сменил бы другого. Сейчас идет уже четвертая неделя, и мы четвертую неделю подряд остаемся фильмом, который собирает почти половину кассы в России. Она стала меньше, это понятно, да и кинотеатры сильно изменились. Тем не менее это результат, который мы вряд ли смогли бы получить в иных условиях. И это тот случай, который в каком-то смысле сработал для компании в плюс.

Илья, у нас есть несколько вопросов, которые связаны с миром цифровых профессий, потому что сейчас существует глобальный тренд на изменение рынка труда. Людям нужны те же яркие путеводные звезды, на которых можно равняться. Потому что когда человек выбирает новую профессию, он выбирает не заработок, а образ жизни. В связи с чем хочу попросить тебя рассказать о цифровых профессиях в твоей компании.

Я так понимаю, ты начинал с гейминга. Скажи, пожалуйста, какая у тебя была любимая игра в детстве и почему? Или назови топ-3 компьютерных игр, с точки зрения профессионала.

Я вообще не игрок. Даже не буду называть какие-то игры. Могу сказать, скорее, на уровне жанров. То есть мне нравились и, наверное, в целом нравятся игры, связанные с гонками. Например, симулятор гонок. Но не назову сейчас ни одной игры, фанатом которой был и готов там проводить много времени. Мне, наверное, нравятся головоломки с решением каких-то задач. То есть я вообще не игроман. Но среди моих друзей и знакомых есть те, кто готов долго обсуждать игры. Я в большей степени киноман, меломан, но точно не игроман.

Хорошо. У меня двойной вопрос. Какой персонаж из смешариков твой любимый и на кого больше похож ты сам?

Наверное, Крош. Это такой трабл-мейкер и одновременно зачинщик многих историй, которые появляются в мире смешариков. Этот персонаж обладает безудержной энергией и оптимизмом. Наверное, с ним я в большей степени себя ассоциирую. По сути, он отражает мою сущность.

Теперь более практические вопросы. Ты сказал, что у тебя стабильная команда, состоящая из 500 человек, плюс 1 000 привлекаемых. Какой процент среди них — айтишники? Какой процент, например, цифровых дизайнеров? На что обращаешь внимание при найме? Есть какие-то традиции по подбору команды? Кто может стать членом команды «Рики»?

Процент сейчас не скажу. Конечно, мы не IT-компания настолько, чтобы говорить, что у нас превалируют именно IT-специалисты. Хотя их число в команде с каждым годом растет. Плюс ко всему есть команда, занимающаяся медиабрендами. И у меня достаточно много еще каких-то проектов, в которые я инвестирую, где так или иначе участвую в большей степени. Если смотреть общее количество проектов, то большинство из них это IT-проекты. Там работают, прежде всего, IT-специалисты.

Принцип некого отбора отчасти происходит, если говорить про «Рики», естественным образом. Я стараюсь выстраивать свою компанию не вокруг какого-то условного культа личности, а, скорее, вокруг общего интереса к тем проектам, которые мы создаем.

Многие люди приходят к нам не из-за условий и остального, а по причине «просто хочу делать смешариков, фиксиков, малышариков и другие проекты или просто снимать с вами фильм и делать какую-то часть этой уникальной работы». Нас это привлекает и держит в большей степени, чем что-то другое.

Для меня, как для руководителя, крайне важна некая эстетическая составляющая. То, насколько все, что сделано вокруг проекта, красиво, эстетически комфортно, удобно и приятно.

В принципе я исхожу из того, что мы не компания, где от людей требуют выполнять какие-то правила. Например, приходить в 10, а уходить в 8. Каждый выбирает удобный для себя график. Мы идем от результата, а не от процесса.

У нас в целом много свободы в принятии решений, выбора и вообще автономности. Иногда это работает в минус, но по большей части — в плюс. И это, наверное, часть ДНК всей компании. То есть брать на себя персональную ответственность и понимать, что жесткого контроля и указаний нет. Однако у нас все равно есть некая общая ответственность.

Когда мы делаем какой-то проект, люди чувствуют что-то доброе и светлое. То есть все проекты, которые мы делаем, не мультики ради мультиков. Например, все наши проекты несут какой-то образовательный и развивающий смысл. Помимо просто анимационных проектов, есть и другие вещи. И это действительно сильно меняет людей в команде.

Круто. И два завершающих вопроса. Топ-книга, топ-сериал, топ-фильм?

Это классический вопрос, который часто звучит в интервью со мной и не только. И меня этот вопрос ставит в тупик, потому что «не сотвори себе кумира». Нет такой настольной книги, сериала, или фильма, который я готов вечно пересматривать или перечитывать. В этой части я очень, так сказать, подвижен.

Мне могут рассказать о какой-то книге, об истории, которая там описана, и мне захочется ее прочитать. То же самое касается фильмов и сериалов. Поэтому точно не назову. Единственное, отчего у меня есть какая-то зависимость — желание потреблять много информации. Все время что-то находить, искать новое — в этом источник моей энергии. Если я теряю какую-то часть возможности открывать для себя что-то новое, мне становится неинтересно. Но я не выбираю сразу что-то одно.

Очень хорошая позиция. Теперь вопрос-пожелание. Ввиду того что рынок труда опять трансформируется, чтобы ты пожелал людям, желающим выбрать для себя цифровую профессию?

Когда человек приходит в такую профессию, он уже приходит с какой-то мотивацией — больше заработать или самореализоваться, сделав то, что хотелось. Наверное, для начала надо ответить на вопрос «Что ты хочешь?». Часто люди идут куда-то, не до конца понимая, что хотят. Поэтому лучше как-то ответственно и внимательно ответить себе на этот вопрос.

Еще я больше верю в успех людей, которые умеют глубоко уходить в какую-то специализацию, чем тех, кто ходит по верхам. И неважно, работаешь ты на себя и делаешь какой-то собственный проект или трудишься в чьей-то компании. Ты будешь более успешным, как специалист или основатель бизнеса, если, найдя свою нишу, устремишься уйти вглубь.

Спасибо большое, Илья. Очень содержательное интервью. Опять-таки, мне кажется, оно наполнено вдохновением. Я надеюсь, что после просмотра этого интервью многие ребята захотят присоединиться к нашей команде, чтобы внести свой вклад и дарить людям счастье и добро.

Да, возможно, у кого-то есть новые идеи. Мы все время находимся в их поиске. Возможно, кто-то сможет оттолкнуться от того, что мы создали, и по-другому интерпретировать, расширяя те же вселенные, или внедрять новые идеи, связанные с вышеописанным направлением по NFT.

Смотрите дальше по теме
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/secret_speacker.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/secret_speacker.png
Секретный спикер
Доступен только в полном марафоне
FoodTech
Здравоохранение
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_image_gurin.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_image_gurin.png
New
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/label-p.svg
Алексей Гурин
Тема: «Цифровая трансформация»
66 мин 12 сек
Автоматизация
Аналитика больших данных
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_image_ronzhina.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_image_ronzhina.png
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/label-p.svg
Роньжина Евгения
Тема: «Цифровая трансформация»
55 мин 08 сек
Нетворкинг
Проджект - менеджер
Продакт - менеджер
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_korneev.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_korneev.png
Корнеев Сергей
Тема: «Профессия руководителя»
41 мин 52 сек
ИТ-безопасность
Проджект - менеджер
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_moiseev.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_moiseev.png
Моисеев Роман
Тема: «В авангарде IT»
74 мин 48 сек
Блокчейн
Программист
Проджект - менеджер
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_mikhaylov.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_mikhaylov.png
New
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/label-p.svg
Михайлов Сергей
Тема: «От программиста до гендиректора»
48 мин 24 сек
EdTech
Автоматизация
Программист
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_mugenov.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_mugenov.png
Мугенов Дмитрий
Тема: «Особенности госзаказчика»
55 мин 47 сек
Автоматизация
Медицина
Продакт - менеджер
Проджект - менеджер
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_popov.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_popov.png
Попов Илья
Тема: «Масштабирование бизнеса»
51 мин 30 сек
Маркетинг и реклама
Проджект - менеджер
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_payziev.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_payziev.png
Пайзиев Акмаль
Тема: «Перспективы глобализации»
44 мин 17 сек
Такси
Сервис
Управление
Бизнес
Программист
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_gorban.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_gorban.png
Горбань Антон
Тема: «Медицина и IT»
60 мин 10 сек
Медицина
Аналитика
Маркетинг и реклама
SMM
Продакт - менеджер
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_gerko.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_gerko.png
Виталий Герко
Тема: «Из экономиста в инвестора»
50 мин 38 сек
Маркетинг и реклама
SMM
Аналитик
Продакт - менеджер
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_kibkalo.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_kibkalo.png
Дмитрий Кибкало
Тема: «Математика и настольные игры»
48 мин 55 сек
Управление
Бизнес
Программист
Аналитик
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_tsessarskiy.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_tsessarskiy.png
Алексей Цессарский
Тема: «Разработка игр»
51 мин 52 сек
Искуственный интеллект
Видеоигры
Программист
Проджект - менеджер
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_guvanch.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_guvanch.png
Гюванч Донмез
Интервью с CEO «Delivery Club»
73 мин 48 сек
Маркетинг и реклама
SMM
Пищевая промышленность
Проджект - менеджер
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_leviev.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_leviev.png
Михаил Левиев
Тема: «Data science»
94 мин 54 сек
Программирование
Программист
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/secret_speacker.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/secret_speacker.png
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/label-p.svg
Секретный спикер
Доступен только в полном марафоне
Искуственный интеллект
Архитектура
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/secret_speacker.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/secret_speacker.png
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/label-p.svg
Секретный спикер
Доступен только в полном марафоне
Big Data
Реклама
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/secret_speacker.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/secret_speacker.png
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/label-p.svg
Секретный спикер
Доступен только в полном марафоне
Аналитика
Бизнес
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/secret_speacker.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/secret_speacker.png
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/label-p.svg
Секретный спикер
Доступен только в полном марафоне
Big Data
Монетизация
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_denisenko.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_denisenko.png
Алексей Денисенко
Тема: «Развитие технологий»
38 мин 15 сек
Программирование
Блокчейн
Инновации
Бизнес
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_volodin.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_volodin.png
Андрей Володин
Тема: «Из Воронежа в Силиконовую Долину»
84 мин 24 сек
Программирование
Программист
Международный бизнес
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_pojarenko.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_pojarenko.png
Александр Пожаренко
Тема: «Кто такой Site Builder»
41 мин 56 сек
Программирование
Программист
Международный бизнес
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_vazgen.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_vazgen.png
Егиазарян Вазген
Тема: «Метавселенные и ИТ- направления будущего»
36 мин 19 сек
Блокчейн
Криптовалюта
Управление
Бизнес
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_sidorin.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_sidorin.png
Сидорин Алексей
Тема: «Цифровая трансформация отрасли»
52 мин 18 сек
Блокчейн
Управление
Бизнес
Маркетинг и реклама
Криптовалюта
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_sysoev.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_sysoev.png
Александр Сысоев
Тема: «Как родилась концепция «2ГИС»»
62 мин
Бизнес
Управление
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_artyukhov.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_artyukhov.png
Артюхов Сергей
Тема: «Управление проектами»
69 мин 41 сек
Управление
Проджект - менеджер
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_korgin.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_korgin.png
Коргин Николай
Тема: «Теория управления»
75 мин 49 сек
Аналитика данных
Программирование
Аналитик
https://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_ermakov.pnghttps://go.geekbrains.kz/channels/it24/images/speackers/speacker_ermakov.png
Ермаков Николай
Тема: «Технический департамент «Детского мира»: как все устроено»
68 мин 31 сек
Автоматизация
Программирование
Управление
Программист
Таймкоды
[00:02:42]
Про образование и первые шаги в бизнесе
[00:06:51]
Переломные моменты в бизнесе
[00:10:56]
Про креативную индустрию
[00:15:36]
Как изменится рынок за 10 лет? Какие планы на ближайшие 10 лет?
[00:21:50]
Что такое NFT?
[00:31:04]
Как знаковые явления повлияли на подход к бизнесу?
[00:39:09]
Небольшой блиц
[00:42:07]
Какой процент IT-специалистов в команде? Как подбирается команда Рики?
[00:46:10]
Рекомендации от Ильи Попова