Что такое прототип? На этапе разработки приложения/сайта/цифрового продукта можно потерять кучу денег, если сразу нет понимания, что и для кого именно вы создаёте. Избежать этого и сэкономить финансы позволит прототипирование. Это прекрасный способ апробирования бизнес-идей до их реализации.
В чём польза? При помощи него вы узнаете, как будет восприниматься ваш продукт, ещё до его запуска. А значит, сможете многое добавить и изменить, а не приниматься за корректировки, когда проект уже создан и выпущен на рынок. Это сбережёт вам массу сил, нервов и бюджет.
В статье рассказывается:
- Описание прототипа
- Функции прототипа
- 5 причин использовать прототипы
- Тонкости разработки и виды прототипа
- Этапы создания прототипа
- Признаки хорошего прототипа
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Описание прототипа
Что такое прототип? Это предварительно созданный макет дизайна, дающий пользователям представление о продукте и возможность взаимодействовать с ним (пока разработка еще не завершена окончательно). Во всём процессе дизайн-мышления прототипирование является четвертым по счету этапом, когда происходит тестирование юзабилити.
Тестирование прототипа продукта необходимо для того, чтобы в случае возникновения проблем (при взаимодействии пользователей и всех заинтересованных сторон с этим продуктом) можно было исправить ошибки и недостатки. Тогда ни деньги, ни время, ни усилия, вложенные в дизайнерскую разработку, не будут потрачены зря.
Функции прототипа
При проектировании веб-сайтов, интерфейсов приложений и иных IT-разработок огромное значение имеет именно пользовательский опыт взаимодействия с продуктом (UserExperience, UX). Тут очень важно, чтобы навигация, формат страниц, подача контента были максимально удобны.
Прототип интерфейса позволяет оценить, насколько эффективным получается дизайн, плюс дает возможность понять:
- насколько хорошо выстроены взаимодействия в продукте;
- как пользователь воспринимает продукт;
- как максимально экономично подойти к пониманию и развитию продукта.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Нередко бывает, что пользователи либо заказчики имеют неверное представление о том, что такое прототип, и по итогу им кажется, что разработчики «подсовывают» что-то не то.
Прототип не имеет вида конечного продукта, потому что, собственно, и не является им.
5 причин использовать прототипы
Причин для создания прототипа можно выделить несколько:
- Создание и тестирование новых идей.
С прототипом у дизайнера есть возможность придумывать и проверять в работе разные решения, сценарии, вносить в них исправления и делать юзабилити конечного продукта максимально удобным.
- Выявление проблем.
Анализ прототипов позволяет максимально подробно изучить возникшую у пользователя проблему. Дизайнер сразу получает возможность проверять работу продукта либо системы, отмечать, в каких местах есть сбои, и устранять их.
- Обнаруживать «слабые места» в использовании.
Юзабилити продукта отлично проверяется именно путем создания прототипов для взаимодействия с пользователем. Это позволяет дизайнеру, еще не приступив к разработке, внести все необходимые коррективы, чтобы потом создать именно такой продукт, которого ожидает заказчик.
- Привлечение к процессу проектирования всех заинтересованных сторон, тех, кто в итоге будет пользоваться готовой разработкой.
Именно через прототип интерфейса дизайнеры получают обратную связь от заинтересованных сторон и конечных пользователей, которые в итоге принимают непосредственное участие в процессе, став, по сути, членами команды. В целом, это потенциальная возможность для сокращения времени работы над концепцией и более быстрого одобрения её начальством.
Читайте также!
- Генерация и продажа новых идей.
На примере прототипов дизайнеры получают возможность максимально выгодно представить, а затем и «продать» некие свои идеи заинтересованным лицам (как внутри организации, так и вне неё). Кроме того, прототипы – отличный стимул для развития рынков и появления на них совершенно новых процессов и решений, благодаря тому, что очень дорогой продукт можно продемонстрировать потенциальным покупателям без особых усилий.
Тонкости разработки и виды прототипа
Прототипы существуют двух видов, а именно: кликабельные и представленные на бумажном носителе. Оба варианта обладают своими сильными и слабыми сторонами.
Прототипы, сделанные на бумаге
Главный их плюс (имеется в виду, для разработчиков) – это то, что здесь можно задействовать даже самые первые, сделанные карандашом наброски. К примеру, изображения разных состояний экрана, картинки вариантов выпадающего меню, модальные окна (нарисованные на стикерах). У проектировщика есть возможность стереть лишние или неподходящие детали, корректировать наброски с учетом запросов и комментариев пользователей.
Что касается недостатков прототипа на бумаге, то основной – это отсутствие интерактивности, присущей кликабельному прототипу.
Прототип кликабельного типа
Процесс его создания довольно сложен, но существуют специальные программы, позволяющие проектировать разные виды экранов. Времени это занимает больше (в сравнении с предыдущим вариантом), но здесь налицо преимущества, которые дает интерактивность.
Детализация и степень точности у разных прототипов может быть неодинакова, и это зависит от того, для чего именно создается прототип продукта:
- Lo-Fi (низкая точность). Чаще это касается бумажных прототипов, прекрасно подходящих на самых начальных стадиях проектирования. Корректировать данный тип можно легко и быстро, конечный вид продукта тут не важен, главное – отработать структуру и функционал. Lo-Fi дает и команде, и пользователям лучшее понимание продукта. Конечно, постепенно он усложняется, и сохранять в цикле разработки точность уровня lo-fi становится уже трудно. Поэтому когда речь идет уже об углубленном проектировании, бумажные прототипы теряют свою эффективность.
- Medium Fidelity. В прототипах данного уровня точности есть уже практический функционал (пусть и ограниченный), представленный в виде раскадровки и пользовательских сценариев. Это отличный вариант именно на промежуточных этапах работы, при переходе от lo-fi к hi-fi.
- High Fidelity. Прототип уровня hi-fiпо виду максимально близок к конечному продукту, поэтому часто его (прототип) и рассматривают, как готовый продукт, хотя таковым он не является. Именно по hi-fi прототипам можно максимально точно понять, насколько функционален продукт, и получить реалистичный практический опыт взаимодействия с ним.
Когда требуется улучшить внешнее оформление, разрабатывается прототип высокой точности. А если необходимо понять, насколько удобен для использования интерфейс и отвечает ли в целом продукт интересам заказчика, вполне достаточно малодетализованного прототипа, который делается и быстрее, и проще.
Вообще прототип сайта, приложения, либо иного продукта — очень важный элемент, позволяющий пользователю с этим продуктом взаимодействовать.
Современное UX-проектирование не обходится без создания прототипов. Чаще всего конечная цель разработчиков — подготовка продукта, удобного в использовании, и тут непременно потребуется прототип той или иной степени точности.
Еще на примере прототипа вы можете яснее донести до клиента вид и содержание будущего продукта, согласовать детали UX и UI-дизайна.
Этапы создания прототипа
Создание качественного, отвечающего интересам пользователей интерфейса (который будет эффективен в выполнении конкретных бизнес-задач) предполагает выполнение ряда определенных шагов:
Проведение исследований
Исследования – это основа, с которой начинается вся работа. И, тем не менее, зачастую «исследования» представляют собой два варианта запроса от разработчиков: «ждём от вас ТЗ» и «вышлите заполненный бриф из 150 вопросов».
А между тем, никакой бриф или ТЗ не дадут глубины погружения, которая позволит создать по-настоящему качественный продукт. В техническом задании клиент изложит свою субъективную точку зрения, основанную, нередко, на неких конкурентских решениях. А брифы (которые, кстати, пользуются немалой популярностью) уравнивают между собой совершенно отличающиеся бизнесы и часто содержат не очень-то понятные для клиентов вопросы. Да и на заполнение уходит много времени.
Лучший вариант проведения исследования – это личное общение с заказчиком. Так вы получите максимально глубокое погружение в процесс с учетом того, под какой конкретно бизнес готовится проект, проработаете всё до мельчайших деталей, на которых нередко в итоге «держится» весь окончательный вариант продукта.
По мнению многих UI/UX-дизайнеров общение с пользователями не является такой уж важной необходимостью. Однако исследование пользователей дает возможность лучше понять их мотивацию, опасения, сомнения, причинно-следственные связи, оценить задачу со всех сторон, сгенерировать новые идеи.
Подготовка дизайна
Это этап преобразования результатов исследования в набор конкретных требований к продукту касательно навигации, количества и вида экранов, выполняемых ими функций и т. д.
на курсы от GeekBrains до 10 ноября
Инструментов, позволяющих представить исследования в виде требований, существует много: User-Centered-Design, Value Proposition Canvas, Jobs-To-Be-Done и им подобные. Результат от их применения всегда один – проектирование интерфейса с учетом всех пожеланий клиента.
Подготовка контента
Созданию прототипов высокой детализации должна предшествовать подготовка контента. Не поддавайтесь искушению использовать текстовую «рыбу», потому что подобный прототип не поддается реальной оценке. В итоге может оказаться, что реальный контент не вписывается в рамки готовой разработки, и его придется переделывать, корректировать.
Поэтому сначала подготовьте сам контент, а затем занимайтесь его размещением (то есть, дизайном).
Создание прототипа
На момент, когда исследование проведено, контент написан, дизайн-решения подготовлены, команда разработчиков уже максимально погружена в процесс и способна представить порученную задачу в виде интересных, эффективных решений, с учетом требований заказчика и интересов конкретного бизнеса. Созданные в итоге прототипы легко поддаются тестированию (на пользователях) и/либо являются отличным инструментом донесения идеи до лица, принимающего решения.
Признаки хорошего прототипа
Как человеку, не сведущему в проектировании взаимодействия, понять, что перед ним качественный, тщательно проработанный продукт, а не «заливная рыба»? Для этого можно пройтись по совершенно простому чек-листу, состоящему буквально из нескольких пунктов:
- Прототип содержит в себе реальный контент, полностью отвечающий тематике продукта.
- Вы без подсказок дизайнера-разработчика сможете полностью разобраться в содержании прототипа.
- Каждое интерфейсное решение дизайнер поясняет и прикрепляет к нему ссылку, пройдя по которой, можно ознакомиться с результатами бизнес-исследований и существующим пользовательским опытом.
Таким образом, прототип представляет собой интерактивную модель (большего либо меньшего уровня точности) будущего конечного продукта. Прототип необходим для того, чтобы проследить, как именно пользователь взаимодействует с этим продуктом, по какому пути следует, какие может встретить препятствия.
Создание прототипа дает возможность изучить юзабилити еще до того, как будет написан код. Кроме того, в ходе работы над созданием прототипа могут родиться новые интересные идеи, которые позволят в итоге спроектировать продукт гораздо более высокого уровня (но не факт, что это обязательно случится).
Читайте также!
В любом случае, если хотите получить хороший результат с наименьшим количеством усилий и проблем – создавайте прототипы и тестируйте их на пользователях. Работу над проектом начинайте с создания прототипов. Пусть реальные пользователи опробуют их, покажите, как это сделать, и в итоге получите качественный, отвечающий заявленным требованиям продукт.