- Отличия soft skills от hard skills
- Необходимость развития soft skills
- Наиболее важные на сегодня гибкие навыки
- 7 советов по совершенствованию гибких навыков
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Термин «Soft skills», переводящийся как «Гибкие навыки», или «Мягкие навыки», сегодня у многих на слуху. Прежде всего потому, что большое количество работодателей в обязательном порядке обращает внимание на наличие подобных компетенций у претендентов на то или иное место в компании.
Перечень soft skills достаточно обширен, так что развить каждый из них до стопроцентного уровня вряд ли у кого-то получится. Тем не менее есть навыки, которые обязательно пригодятся любому человеку, причем как на профессиональном поприще, так и в обыденной жизни.
Отличия soft skills от hard skills
Под жесткими навыками, или hard skills, подразумеваются профессиональные умения. Они поддаются измерению, им можно научиться. Для их усвоения необходимо запомнить определенные инструкции и знания, а затем пройти итоговый экзамен. Несколько примеров жестких навыков: слепая печать, вождение мотоцикла, программирование, шитье и т. д.
Soft skills измерить и оценить практически невозможно. Они универсальны и больше относятся к глубинным, личным качествам. Мягкие навыки развиваются путем приобретения жизненного опыта и во многом зависят от характера. Несколько примеров soft skills: терпение, креативность, доброта, самообладание.
Чем конкретно отличаются мягкие навыки от жестких:
- Для развития hardskills задействуется левое полушарие мозга, отвечающее за логику и интеллект, а для soft — правое, от которого зависят эмоции и эмпатия.
- На жесткие навыки не влияет место работы, окружающие люди или внутренний распорядок предприятия. Мягкие качества гибкие, способны приспосабливаться. Пример: в какой бы фирме ни трудился водитель, его умение управлять автомобилем (hardskills) везде будет одинаковым. А вот коммуникация (мягкий навык) уже зависит от того, где выступает говорящий, к кому он обращается и в какой ситуации (совещание, беседа с коллегой или разговор в парке). В этом проявляется универсальность softskills.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
- Жесткие умения осваиваются на курсах, в школе или в институте. Для повышения квалификации увеличивают уровень сложности, по нему можно шагать, как по лестнице. Формирование softskills невозможно осуществить через какие-либо инструкции. Какие-то качества или будут с рождения (например, скромность, общительность), или к ним нужно стремиться постепенно, через падения и подъемы (например, лидерство или креативность). Мягкие навыки приобретаются куда медленнее, чем жесткие.
- Чтобы подтвердить профессиональные умения, человек может предъявить диплом или сертификат, а вот для компетенций softskills документов не существует. Наличие данных навыков показывает только время и практика.
Необходимость развития soft skills
Гибкие навыки soft skills нужны во всех сферах жизни, а не только на работе. Благодаря им достигают успеха в учебе и общении, выстраивают дружеские отношения, налаживают взаимодействие с родственниками. Те, кто умеет грамотно излагать мысли, привлекают внимание во время публичных выступлений, им легче сдавать экзамены устно.
Ученые также говорят о необходимости развития мягких навыков soft skills. Например, было проведено исследование работников сферы IT по важности личных качеств. Анализу подвергли стереотип, согласно которому тем, кто общается с компьютером, не обязательно хорошо коммуницировать с окружающими, уметь быстро принимать решения или обладать лидерством.
Читайте также!
Однако опрос 262 сотрудников и начальников IT-компаний показал, что более 97 % из них считают soft skills важными и для технарей. В рейтинг самых полезных качеств вошли: способность о сложных вещах говорить просто (8 4%), умение грамотно выражать мысли (89 %) и навык быстрого определения проблемы (83 %).
Рассмотрим роль soft skills еще в нескольких профессиях. Пациенты и начальство вряд ли высоко оценят грубого, неубедительно говорящего врача с низким эмоциональным интеллектом. Продавец не сможет надолго удержать покупателя или и вовсе его найти, если ему не будет хватать навыков ведения переговоров и коммуникации.
Пусть даже он будет досконально знать весь рынок и его особенности. Тот, кто работает в сфере поддержки клиентов и обладает развитыми организационными способностями, достигнет успеха, только если эти hard skills дополнятся эмпатией и активным слушанием.
Наиболее важные на сегодня гибкие навыки
Soft skills насчитывается более 60 штук, и никакой статьи не хватит, чтобы охватить их целиком. Кроме того, книг с их подробным описанием составлено уже немало, поэтому ниже приведем лишь те умения, которые сегодня особенно востребованы. Гибкие навыки делятся на:
- Универсальные. Они нужны всем. От них зависит личная эффективность и умение ладить с окружающими.
- Управленческие. Они необходимы начальникам, подразумевают комплексное взаимодействие с командой.
Рассмотрим списки soft skills из каждой категории:
Универсальные навыки
Работа с информацией: поиск, сбор, обработка. Это сегодня один из важнейших навыков. Он помогает задавать нужные вопросы, перерабатывать данные и выдавать их тогда, когда необходимо. Такое умение полезно в любой работе.
Тайм-менеджмент. Основной ресурс – время. Его сейчас не хватает, жизнь наращивает темп, поэтому так важно уметь правильно ей распоряжаться.
Самоанализ. Позволяет посмотреть на себя как будто со стороны, чужими глазами оценить собственные поступки и понять, как действовать. Саморефлексия помогает наладить отношения с окружающими.
Критическое мышление. Позволяет собирать и обрабатывать только необходимую информацию, анализировать факты и трезво мыслить. Благодаря этому навыку появляется защита от манипуляторов, способность убеждать при помощи аргументов и ориентироваться в потоке данных.
Креативность. Без нее нельзя придумать и сделать что-то новое. Умение отходить от шаблонов в голове ценно для каждого работника, который хочет не просто быть компетентным в своей сфере, но и создать что-то действительно нестандартное и надолго запоминающееся.
Системное мышление. Это способность крупный «айсберг» проблемы разбить на мелкие «льдинки», проанализировать каждую из них и выявить взаимосвязи, умение посмотреть на дело со стороны. Такой детальный разбор позволяет понять принцип работы всего механизма, и, при необходимости, его можно будет воссоздать самостоятельно.
Способность принимать решения и преодолевать проблемы. Это 2 очень тесно связанных друг с другом навыка. Вкупе они позволяют выбирать оптимальное решение, действовать так, чтобы справиться с трудностями и добиться результата.
Умение ставить цели как перед собой, так и перед другими людьми. Грамотное формулирование задачи помогает понять, какие промежуточные этапы нужно пройти, чтобы ее решить.
Читайте также!
Стрессоустойчивость. Она помогает переносить нагрузки и не выбиваться из сил, сталкиваясь с напряженными ситуациями. На работе, где часты сверхурочные часы, особенно в сфере IT, это умение просто бесценно.
Коммуникация — глобальный навык общения. В него включается не только обмен информацией, но и способность ладить с другими людьми, находить понимание, резюмировать беседу, считывать эмоции, приходить к согласию и т. д.
Ненасильственное общение. Помогает получать от собеседника то, что нужно. При этом не используются угрозы, манипуляции. Разговор проходит в формате обратной связи, когда доводятся сведения о наблюдении, эти данные подкрепляются фактом, а затем излагается просьба. Все четко, мирно и вежливо.
Командная работа. Навык делегирования, позволяющий, когда необходимо, передавать окружающим часть своих обязанностей. Звучит просто, но на практике легче все сделать самостоятельно, чем кого-то о чем-то попросить, а затем еще и добиться результата в срок.
Эмоциональный интеллект (EQ). Благодаря ему возможно считать чужие эмоции, выдать свои, соответствующие ситуации. EQ помогает контролировать чувства, вовремя замечать их возникновение и использовать так, чтобы достигать результата. Умение особенно полезно при переговорах.
Управленческие навыки
Наставничество. Это умение передавать свои знания другим, обучать их и контролировать данный процесс. Наставничество важно для того, кто планирует нанять новичков без опыта работы.
Умение управлять командами и проектами, которые буквально окружают нас: они и на работе, и в бытовых вещах. Устроить корпоратив, сверстать сайт, продумать дизайн жилья — примеры таких задач. Центром проекта является постановщик цели, вокруг него — сотрудники, подрядчики и т.д. Для успешной реализации идеи важно все грамотно спланировать, сплотить команду и правильно координировать ее деятельность.
Постановка задач и их оценка. Это необходимо, чтобы работа фирмы не стояла на месте, ее ресурсы были максимально задействованы, а усилия прилагались в правильном направлении. У большинства людей «хромает» одна часть этого навыка — оценка, тогда как постановку целей они освоили.
Лидерство. Вокруг такого начальника сплачивается успешная команда. Лучше всего, если руководитель не просто директор, но и лидер. Этот навык важен и для политиков, и для топ-менеджеров.
7 советов по совершенствованию гибких навыков
Soft skills развиваются куда медленнее, чем жесткие умения. Некоторые из них подразумевают глобальную переработку характера человека, а это сделать во взрослом возрасте очень трудно.
Ниже приведены несколько советов, которые помогут, если у вас есть желание развить навыки коммуникации или те компетенции, недостаток которых вы ощущаете в своей работе. Лучше всего сочетать несколько способов, а затем останавливаться и анализировать, каких результатов удалось достичь. Итак:
- Займитесь самоанализом. Подумайте о том, какие у вас есть недостатки. Здесь важна честность и открытость. Спросите друзей, родственников о своих сильных и слабых чертах характера.
- Составьте и используйте библиотеку со специальной литературой, в которой рассказывается о развитии требуемых мягких навыков.
- Пройдите курсы. Сейчас в интернете много ресурсов по развитию softskills. Выберите обучение, которое позволит улучшить именно те умения, которые нужны вам.
- Найдите примеры для подражания. Проанализируйте друзей и знакомых, у которых уже есть необходимые вам softskills. Попросите их о наставничестве или о совете.
- Практикуйтесь. От одной теории не будет развития. Окончив курсы, сразу применяйте знания в обществе родных и знакомых. Так вам будет проще впоследствии проявить полученные умения на работе.
- Сфокусируйтесь на достижении результата, а не на процессе стремления к нему. Так будет легче сохранять мотивацию.
- Сосредоточьтесь на цели. Не нужно браться за развитие навыков в целом, выделите какой-то один из них и к нему стремитесь. Для максимальной конкретики укажите причину, почему вы хотите улучшить умение. Пример: «Мне нужно развить коммуникацию, чтобы найти новых клиентов для продажи товара».
Каждый мягкий навык уникален. У него свои особенности и критерии развития. И практика здесь важна, как нигде. Постоянно саморефлексируйте, анализируйте прогресс, замечайте и движение назад. Без анализа добьетесь лишь топтания на месте. Если у вас получится достичь результата, то soft skills не только поспособствуют движению по карьерной лестнице, но и улучшат отношения с родными и друзьями.