Получите бесплатно 4 курса для лёгкого старта работы в IT
Получить бесплатно
Главная БлогПодходы в образовании: виды и особенности
Подходы в образовании:

Подходы в образовании: виды и особенности

Дата публикации: 03.02.2023
26 509
Время чтения: 12 минут
Дата обновления: 05.09.2023
В статье рассказывается:

Для чего нужны? Подходы в образовании представляют собой различные методы и средства, которые используются для организации учебного процесса. Выбор методики осуществляется педагогом. Однако в рамках обновления программ образования учеба характеризуется активной деятельностью самих учеников.

В чем особенности? Новые стандарты основаны на компетентностном подходе, соответственно, изменено построение учебных схем: мы пойдем от ожидаемых результатов, а не от определенного объема материала, подлежащего обязательному усвоению. Каждый подход преследует одну и ту же цель, но основан на разных стандартах ее достижения.

В статье рассказывается:

  1. Какие подходы в образовании существуют
  2. Компетентностный подход в образовании
  3. Компетентностно-деятельностный подход в образовании
  4. Поисковый подход в образовании
  5. Аксиологический подход в образовании
  6. Системно-деятельностный подход в образовании
  7. Развивающий подход в образовании
  8. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.
    Бесплатно от Geekbrains

Какие существуют подходы в образовании

Несколько десятилетий назад планируемые результаты образования определялись на основе знаний, умений и навыков, которыми овладел ученик к моменту окончания школы. В реальности основное внимание уделялось передаче знаний, и выпускник не всегда мог применить их на практике. С развитием информационных технологий, изменением требований рынка профессий этот подход к образованию себя изжил.

Последнее время в педагогической науке активно обсуждается вопрос: как улучшить качество образования. Нынешний ученик не всегда может распознать реальные проблемы в ходе ежедневных дел, сформулировать, в чём заключается их суть, преобразовать сложные ситуации в задачи и искать решения, действовать на основе полученных им знаний, оценивать итоги своих действий. Всё вышеперечисленное подчёркивает важность организации образовательного процесса.

Подходы в образовании
Подходы в образовании

Выделяют следующие подходы к организации образования:

  • компетентностный;
  • компетентностно-деятельностный:
  • поисковый;
  • аксиологический;
  • системно-деятельностный;
  • развивающий.
Узнай, какие ИТ - профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

pdf иконка

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 30006 pdf иконка

Рассмотрим каждый из них более детально.

Компетентностный подход в образовании

Компетентностный подход призван сформировать у учащегося ряд компетенций, которые позволят ему стать успешным, мобильным и конкурентоспособным в современном обществе.

Основополагающие принципы компетентностного подхода в образовании:

  • школа для жизни, для эффективной социальной адаптации учащегося в обществе, его индивидуального развития, формирования умения противостоять проблемам;
  • овладение основными компетенциями, методами, приёмами познания и деятельности с учётом своих возможностей и способностей;
  • оценивание позволяет учащемуся самостоятельно выбирать и анализировать свою образовательную деятельность, направленную на достижение высоких результатов в учебе и их постоянное улучшение;
  • разнообразие и вариативность форм самостоятельной деятельности, познания и развития на основе личной мотивации;
  • школа как открытая социальная система активно взаимодействует с общественностью, другими социальными институтами, творческими коллективами и др.;
  • учитель сотрудничает с учащимся на равных и помогает ему найти своё предназначение в обществе, развивая имеющиеся интересы и способности;
  • эффективность образования оценивают учащиеся, их родители, представители бизнеса, социум в целом с учётом развития современных технологий и рынка труда.

Компетентность – это совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для эффективной деятельности в конкретной области. Компетенция – способность применять знания и умения, а также личностные качества и ценностные ориентиры. Простым языком, компетентность – это знания, а компетенция – это действия.

Существует много подходов к классификации компетенций, однако ключевыми являются:

  • Ценностные компетенции формируют способность ориентироваться в окружающем мире, определяют принципы, правила, ценности, которыми руководствуется учащийся в своих поступках и действиях.
  • Общекультурные компетенции взаимосвязаны с национальной и мировой культурой, духовными основами жизни человека, умением жить с людьми других культур и религий, владением способами организации быта и досуга.
  • Учебно-познавательные компетенции определяют познавательную деятельность учащегося, которая включает различные этапы и способы организации.
  • Социально-трудовые направлены на формирование качеств, необходимых для социального взаимодействия (гражданина, семьянина, покупателя, потребителя, клиента и т.д.), способности ориентироваться в сфере профессиональной деятельности.
  • Коммуникативные помогают вступать в речевое общение, передавать, воспринимать, осмысливать информацию и быть понятым, работать в команде.
  • Информационные развивают умение находить, перерабатывать, систематизировать, предоставлять информацию, работать с различными её источниками, ориентироваться в информационных технологиях.
  • Личностные, в сфере личностного самоопределения помогают ученику развиваться физически, интеллектуально, духовно, использовать этот потенциал для достижения собственных целей.

В соответствии с компетентностным подходом учитель реализует цели обучения с учётом личных целей учащегося, что даёт возможность осознанно подойти к выбору профессии и дальнейшему обучению.

Компетентностный подход в образовании
Компетентностный подход в образовании

Если говорить о компетентностном подходе в образовании, то стоит упомянуть и о компетентностях педагогов:

  1. Информационная компетентность даёт возможность:
    • эффективно находить и применять нужную информацию в ходе педагогической деятельности с учётом образовательной программы и методических рекомендаций;
    • поставить учебную задачу, используя различные информационно-коммуникативные методы и приёмы;
    • качественно работать с имеющимися информационно-педагогическими ресурсами, которые помогут организовать образовательный процесс результативно и интересно;
    • использовать автоматизированное рабочее место учителя в учебно-воспитательной деятельности;
    • повышать уровень профессионального мастерства способом самообразования для проведения дистанционных занятий, применения мультимедийных и компьютерных технологий в ходе образовательного процесса и ведения школьной документации.
  2. Коммуникативная компетентность – качественная характеристика педагога, которая предполагает:
    • грамотную и правильную формулировку прямой и обратной связи с другим человеком;
    • налаживание эффективного взаимодействия с учащимися разных возрастных групп, родителями или их законными представителями, коллегами, техническим персоналом;
    • умение конструктивно строить диалог с различными субъектами образовательного процесса для организации сотрудничества, достижения педагогических целей и задач;
    • профессиональную аргументацию своей точки зрения;
    • грамотное использование устной и письменной речи, красноречивую и эмоциональную подачу материала, опыта своей педагогической работы, а также применение соответствующих способов презентации.
  3. Правовая компетентность – готовность учителя руководствоваться в своей профессиональной деятельности законодательными и нормативными правовыми документами в области образования.
    • Профессиональная компетентность – совокупность профессиональных и личностных характеристик, необходимых для успешной образовательной деятельности и направленных на:
    • качественное выполнение учебно-воспитательных задач и иных функциональных обязанностей;
    • применение современных образовательных технологий, методов и приёмов, педагогической диагностики, снятия стресса и др., а также постоянное саморазвитие в этом направлении.

Применение компетентностного подхода в школе означает поэтапную смену направленности образования с традиционной передачи знаний, умений и навыков на создание условий для усвоения компетенций, содействующих становлению личности учащегося, формированию способности реагировать на социально-экономические, политические, информационные изменения в обществе.

Компетентностно-деятельностный подход в образовании

Суть компетентностно-деятельностного подхода заключается в том, чтобы переориентировать содержание образования на формирование комплекса компетенций, а главное – на опыт практической деятельности, без которого невозможно овладеть компетенциями. Таким образом, можно вести речь о том, что внедрение этого подхода поможет изменить педагогическую систему, осуществить переход к новому обучению, в том числе и профессиональному, и повысить качество всего образования.

Компетентностно-деятельностный подход в образовании
Компетентностно-деятельностный подход в образовании

Одним из способов формирования ключевых компетенций является технология дифференцированного обучения, в результате её использования формируются эти компетентности:

  • образовательная компетентность – овладение учебным материалом неразрывно связано со способностями к обучению и интересами каждого ребёнка;
  • интеллектуальная компетентность – приобретать знания, умения, навыки учащийся может традиционными и нестандартными способами;
  • информационная компетентность – в ходе самостоятельного получения знаний, на основе ответа формируется умение работать с информацией, осуществлять её поиск, хранение, применение;
  • коммуникативная компетентность – в процессе деятельности в малых группах, парах учащиеся получают навыки конструктивного взаимодействия, работы в команде терпимости друг к другу, аргументированно отстаивать свою позицию.
Компетентностно-деятельностный подход сосредоточен на конечном результате образования, при этом важнее не количество усвоенных знаний, а способность учащегося правильно и решительно вести себя в проблемных ситуациях.

Смысл компетентностно-деятельностного подхода заключается в том, чтобы развить у учащихся умение самостоятельно решать задачи в разных сферах деятельности, используя социальный и свой личный опыт.

Поисковый подход в образовании

Суть подхода заключается в том, что учитель не даёт детям готовые знания, а формулирует их в виде проблемы, которую учащиеся должны решить самостоятельно в ходе поиска. Деятельность начинается с осмысления и определения проблемы, а завершается исследованием, высказыванием догадок и предположений, их подтверждением и рефлексией над результатом.

Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 22 сентября
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Забронировать скидку

В структуре урока, основанного на поисковом подходе, должны быть:

  • формулировка учебной задачи, учебные действия и обязательная рефлексия, в ходе которой анализируется процесс мышления, возникающие эмоции и то, что даст это обучение для развития личности;
  • усвоение новой информации через мотивацию, развёртывание и обобщение действия, формирование ориентировочной основы действия, проговаривание вслух и про себя, внутреннее действие и доведение действия до автоматизма.

Основу разнообразных моделей поисковой направленности составляет поисковая учебная деятельность, которая выходит за границы учебного урока.

Поисковый подход в образовании
Поисковый подход в образовании

Типы поисковой учебной деятельности:

  • исследовательская теоретико-познавательная представляет собой учебное исследование, которое включает постановку проблемы, выдвижение гипотезы, исследование и ответ;
  • коммуникативно-диалоговая, дискуссионная (установление и сравнение позиций и взглядов, нахождение и представление доказательств с выходом на правильное решение);
  • игровая, моделирующая понимается как построение модели (объект, процесс, ситуация), которая позволяет исследовать качества или свойства предмета.

Аксиологический подход в образовании

Главное понятие в аксиологии – это ценность. Ценности – нематериальны, передача их от старшего поколения младшему, от одного индивида другому происходит в процессе воспитания, в ходе совместной деятельности. Для того, чтобы сформировалась человечность, как высшее качество, необходимо чтобы человек принял ценности, и они закрепились. В повседневной жизни ценности служат ориентиром поведения, который формирует практические установки людей.

Только до 23.09
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей
Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300

В основе аксиологического подхода – утверждение ценности человеческой жизни, гуманного общения и созидательной деятельности.

Его суть раскрывается через совокупность аксиологических принципов, в числе которых:

  • философские идеи и точки зрения, присущие множеству культур и народов, имеют право на существование, но не выходят за рамки одной гуманистической системы ценностей;
  • изучение и применение учений прошлого равнозначно духовным открытиям настоящего и будущего;
  • признание уникальности и индивидуальности каждого человека, его постоянное самосовершенствование, практическое, а не словесное решение проблем.
В образовании этот подход представляет собой систему педагогических техник и методов, которые способствуют развитию у учащихся нравственных качеств, ценностного восприятия мира, понимаю места ценностей в окружающей действительности, формированию стремления к непрерывному саморазвитию.

Аксиологический подход базируется на следующих категориях ценностей:

  • общечеловеческие ценности – это принципы, которые разделяет большинство людей на протяжении долгого времени, они сохранялись веками и не претерпели изменений во время различных политических и общественных перестроек, закрепились как истинные ценности (жизнь, счастье, свобода, здоровье, истина и т.д.);
  • ценности, которые транслировались из поколения в поколение, на них не влияли социальные изменения (красота, труд, дружба, гуманизм, знание, идеал воспитанного человека и др.);
  • ценности, которые стали выходить на первый план в связи с развитием общества (компетентность, коммуникабельность, конкурентоспособность, активность, инициативность, успешность и т.д.).

Аксиологический подход определяет систему воспитания подрастающего поколения. В основу этого процесса должен быть положен национальный воспитательный идеал, а именно стремление воспитать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина своей страны, который осознаёт ответственность за её настоящее и будущее. Благодаря аксиологическому подходу учащийся сможет принять основные ценности, на их основе выстроить свой уклад жизни, а также противодействовать отрицанию нравственных норм.

Откройте для себя захватывающий мир IT! Обучайтесь со скидкой до 61% и получайте современную профессию с гарантией трудоустройства. Первый месяц – бесплатно. Выбирайте программу прямо сейчас и станьте востребованным специалистом.

По причине социальных и культурных изменений в современном обществе сменяется система ценностей, происходит переориентация на материальные блага, поэтому актуальность аксиологического подхода в современной школе с каждым годом возрастает.

Системно-деятельностный подход в образовании

При таком подходе главное внимание уделяется активной и разноплановой, в большей степени самостоятельной, познавательной деятельности учащихся. Именно на этот подход сделан акцент в ФГОС, приоритет отдаётся умениям, а не знаниям. В процессе собственной деятельности происходит принятие ребёнком ценностей. Применение системного-деятельностного подхода не позволяет ограничивать воспитание рамками конкретных предметов или образовательной области.

Системно-деятельностный подход в образовании
Системно-деятельностный подход в образовании

Согласно этому подходу, различные субъекты, имеющие отношение к воспитанию и социализации учащихся, должны согласовывать свою деятельность, главная роль в этом процессе безусловно принадлежит общеобразовательной школе.

Развивающий подход в образовании

Усвоение знаний и умений, формирование навыков – это не конечная цель обучения, а лишь средство развития учащихся. Если обучение и воспитание выстроены правильно, они в любом случае развивают. Однако, развивающий подход будет более эффективным, когда взаимодействие учителя с учащимися будет направлено на всестороннее развитие личности.

Развивающий подход в образовании включает в себя многообразие форм, способов, приёмов деятельности, направленных на духовно-нравственное развитие учащегося.

Результата от развивающего подхода можно ожидать тогда, когда учитель преподнесёт ценность в виде вопроса, ориентированного на содержание обучения, социальной и семейной жизни, и воспитанник его обязательно воспримет.

В настоящее время образование призвано развить личностные качества, необходимые учащемуся и обществу для включения в социально значимую деятельность. Однако, эту цель нельзя реализовать в полной мере, применяя традиционные методы.

Необходимо пересмотреть современные подходы к образованию, делая акцент на самостоятельности в усвоении знаний, умении применять эти знания на практике, свободном личностном развитии учащихся, а также способности находить выход из сложных ситуаций.

Оцените статью:
4.89
Добавить комментарий

Сортировать:
По дате публикации
По рейтингу
Читайте также
prev
next
Бесплатные вебинары:
prev
next
Как работает дизайн-студия на примере одного кейса 

Как работает дизайн-студия на примере одного кейса 

Узнать подробнее
Инновационные подходы к обучению информационным технологиям

Инновационные подходы к обучению информационным технологиям

Узнать подробнее
Как стать Python-разработчиком

Как стать Python-разработчиком

Узнать подробнее
Что нужно знать разработчику

Что нужно знать разработчику

Узнать подробнее
Кто такой тестировщик и как им стать

Кто такой тестировщик и как им стать

Узнать подробнее
Чем занимается программист и как им стать

Чем занимается программист и как им стать

Узнать подробнее
Как искусственный интеллект помогает и мешает задачам кибербезопасности

Как искусственный интеллект помогает и мешает задачам кибербезопасности

Узнать подробнее
Бесплатный вебинар про внедрение искусственного интеллекта

Бесплатный вебинар про внедрение искусственного интеллекта

Узнать подробнее
Какие есть профессии в ИТ

Какие есть профессии в ИТ

Узнать подробнее
Смените профессию,
получите новые навыки,
запустите карьеру
Поможем подобрать обучение:
Забрать подарок

Получите подробную стратегию для новичков на 2023 год, как с нуля выйти на доход 200 000 ₽ за 7 месяцев

Подарки от Geekbrains из закрытой базы:
Осталось 17 мест

Поздравляем!
Вы выиграли 4 курса по IT-профессиям.
Дождитесь звонка нашего менеджера для уточнения деталей

Иван Степанин
Иван Степанин печатает ...