В статье рассказывается:
- Особенности стартапа
- Отличия стартапа от малого бизнеса
- 6 стадий стартапа
- 4 этапа стартапа от Стива Бланка
- Способы выбора удачной идеи для создания стартапа
- Советы по поиску инвесторов для развития стартапа
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Многие слышали это слово, но не все еще знают, что такое стартап, или банально путают понятие с малым бизнесом. Все происходит оттого, что и в том, и в другом случае речь идет о микро-капиталах на старте, совсем небольшой компании, сложностях в финансировании. На этом, пожалуй, сходства малого бизнеса и стартапа заканчиваются.
Стартап в последующем развивается намного быстрее и, как правило, использует в своей деятельности или пытается внедрить инновационные технологии. О том, что такое стартап, как происходит его рост, поиск инвестора, вы узнаете из нашего материала.
Особенности стартапа
Приравнивать стартап и недавно открывшуюся небольшую компанию неправильно. Не каждый новый бизнес можно назвать стартапом, ведь в основе последнего всегда лежит какая-то инновационная идея, а сам проект нередко является довольно рискованным. При этом направление, в котором формируется стартап, может быть вполне развитым, с большим количеством игроков на рынке. Новаторство в данном случае заключается не в сфере применения идеи, а в самой идее.
Итак, что такое стартап? Это первоначальная (временная) форма организации компании, которая развивается в условиях риска и неопределенности, нацеленная на масштабирование и превращение в крупную корпорацию.
Можно выделить несколько видов стартапов.
- Дело всей жизни. В этом случае бизнес развивается на основе увлечения человека, без которого он не мыслит своего существования. Впоследствии он приносит не только удовлетворение, но и деньги.
- Бизнес с целью извлечения прибыли. Тут человеком движет желание обогатиться. Он начинает искать способы заработать, мониторит идеи в надежде обнаружить наиболее перспективные. Личные увлечения и интересы роли не играют.
- Семейные компании. Это бизнес, в который вовлечены члены семьи. Нередко это делает компанию уникальной, а подход ее сотрудников к делу – очень личным, с большой долей заинтересованности.
- Глобальные начинания. В данном случае компания приобретает огромные масштабы, становится лидером рынка в своей сфере.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Стартап отличается от стандартного бизнес-проекта стремительностью развития и отсутствием географических ограничений. Кроме того, в случае успеха он довольно быстро приходит к серьезному финансовому результату.
Отличия стартапа от малого бизнеса
Стартап – это не любой новый бизнес и не интернет-проект. Его суть – в поиске воспроизводимой и обязательно масштабируемой бизнес-модели и источников прибыли, а также в развитии с нуля. Обычные компании используют модели бизнеса, которые уже существуют, они просто приспосабливают их под себя, заранее понимая, как будут зарабатывать деньги. А стартапы ищут новые модели.
Читайте также!
Предположим, открытие ресторана нельзя назвать стартапом. Здесь заранее ясна модель работы, она проверена годами, в ней нет подводных камней. Владелец бизнеса понимает, что ему нужно создать красивое помещение, разработать интересное меню, привлечь клиентов и начать получать заказы. Новаторство тут если и реально, то только в рецептуре подаваемых блюд. Масштабирование возможно за счет открытия сети ресторанов.
Затем братья-создатели изменили бизнес-модель, и заведение превратилось в ресторан самообслуживания, особенностью которого стали блюда быстрого приготовления и гамбургеры за 15 центов, которые мог позволить себе каждый. Через 15 лет была продана первая франшиза McDonald’s. Ещё через 11 лет все права на бизнес были проданы Фреду Тернеру, который превратил компанию в одну из крупнейших мировых сетей быстрого питания.
McDonald’s стал типичным стартапом, создатели которого нашли инновационную идею – ресторанный франчайзинг. Ранее так никто не делал. В результате бизнес получил возможность масштабироваться за счет повтора модели.
Очень часто стартап ассоциируют с новыми технологиями, изобретениями и техническими инновациями. С одной стороны, нередко они и правда идут рука об руку. А с другой – пример McDonald’s показывает, что между этими понятиями нельзя ставить знак равенства. Стартап – что это такое простыми словами?
Скачать файлС английского start up переводится как «запускать», имеется в виду начало какого-то процесса. И технические инновации не обязательно должны являться его частью. Главное в стартапах не они, а новые бизнес-модели и быстрый рост.
Проект стал расти и финансово за счет появления в сети рекламы. То есть методом проб и ошибок Цукербергу довольно быстро удалось найти успешную бизнес-модель, которая была многократно масштабированы и начала приносить прибыль.
на курсы от GeekBrains до 10 ноября
6 стадий стартапа
Существует несколько стадий развития стартапа, которые проходит любой бизнес, однако в зависимости от направления деятельности они могут несколько отличаться.
Стадии превращения стартапа в стабильную компанию:
- Pre-seed (посевной этап). Это момент появления идеи при отсутствии понимания, как грамотно ее развивать.
- Seed. Важный этап, на котором происходит анализ состояния рынка, создается маркетинговая стратегия, составляется план действий. Иногда на этом этапе начинается поиск инвесторов.
- Прототип. Для того чтобы инвесторы могли оценить и протестировать идею, создается пробная модель продукта или технологии.
- Альфа-версия. Это этап тестирования и испытания идеи, выявления недостатков, их исправления.
- Закрытая бета-версия. По итогам тестирования создается усовершенствованная версия продукта или технологии, которая должна пройти контрольное испытание. На данном этапе в обсуждении и оценке проекта участвуют пользователи, которые приглашаются для апробации продукта.
- Открытая бета-версия. Итоговый этап, в ходе которого проект запускают в работу, открывают доступ широкой аудитории, происходит выход продукта на большой потребительский рынок.
4 этапа стартапа от Стива Бланка
Отдельно стоит сказать о модели развития стартапа, разработанной Стивеном Бланком. Она включает 4 важных этапа.
- «Выявление потребителей». Происходит поиск аудитории, которая станет главным потребителем продукта компании.
- «Верификация потенциальных клиентов». Начинается тестирование потребительского спроса и составление маркетингового плана. Если на этом этапе компания получает нежелательный результат, проект откатывается в начальную стадию.
- «Привлечение потребителей». Если второй этап прошел успешно, начинается поиск инвесторов и полномасштабный запуск проекта.
- «Формирование компании». Происходит масштабирование проекта, формирование корпорации.
Exit Stage, или выход стартапа – это заключительный этап развития. Есть несколько его вариантов:
- переход в форму традиционного бизнеса;
- продажа доли инвесторов;
- запуск на фондовом рынке.
Способы выбора удачной идеи для создания стартапа
Провал стартапов обычно связан с тем, что основателями была выбрана (или скопирована) неудачная идея либо замысел не соответствовал потребностям аудитории.
Что такое стартап в бизнесе? Это проект, создатели которого действуют в соответствии со следующими принципами.
- Стремление быть в тренде. Необходимо постоянно мониторить новости, следить за происходящим в области новых технологий, за новинками, пытаться предугадать, как и где их можно выгодно применить.
Читайте также!
ТОП-10 мотивирующих книг для бизнесменовПодробнее - Экспертность. Человек, который знает рынок изнутри, гораздо лучше сможет найти способы применения новых технологий и почувствовать потенциал того или иного продукта. Идеальный вариант для стартапера – наличие знаний из разных областей, так как это увеличивает шансы придумать что-то новое на стыке технологий.Яркий пример такого специалиста – Майкл Блумберг, который после увольнения из банка создал свое финансовое агентство Bloomberg и стал одним из самых богатых и влиятельных людей в мире.
- Поиск решения личных проблем. Часто отличные идеи для бизнеса рождаются в тот момент, когда человек пытается облегчить себе жизнь с помощью своих собственных изобретений, так как на рынке не существует предложений, которые бы решали его проблему.
К примеру, так появился фотохостинг Flickr (когда разрабатывалась многопользовательская онлайн-игра Game Neverending, негде было хранить изображения).
- Поиск слабых точек. Полезные решения появляются у тех, кто умеет увидеть, где люди теряют свои деньги и время.
- Улучшение того, что уже создано кем-то. Существует множество продуктов с огромным потенциалом, создатели которых не сумели его полностью реализовать и разочаровали потребителей. Можно усовершенствовать их, вдохнув новую жизнь в старые полезные изобретения.
- Объединение противоположностей. К примеру, так устроены стартапы, которые связывают дешевые товары/услуги с состоятельными заказчиками. Например, биржа Odesk помогает компаниям найти фрилансеров с другого конца света.
- Копирование с усовершенствованием. Копия, которая превзошла прототип, нередко позволяет создать самостоятельную компанию, не вызывающую ассоциаций с предшественником. Примером может послужить российский стартап печати на одежде UniFashion, который позаимствовал идею американского студенческого мерча.
- Путешествия с целью генерации идей на основе чужого опыта. Удачные идеи можно подсмотреть в других странах и реализовать по-своему у себя на родине. Так родилась сеть кофеен Starbucks.
- Работа с новыми рынками. Отслеживая выход новинок у других компаний, можно оперативно предлагать им свои услуги по дополнению и улучшению нового продукта.
-
Общаться с интересными, умными и прогрессивными людьми. Они нередко генерируют идеи, которые не в состоянии самостоятельно реализовать, однако готовы делегировать другим эту функцию.
Советы по поиску инвесторов для развития стартапа
Инвесторы, получив прибыль от успешной реализации проекта, либо сохраняют свою долю в нем, чтобы иметь пассивный доход, либо продают ее. То, как будет делиться полученная прибыль, обсуждается заранее.
Инвесторам необходимо проводить тщательный анализ и отбор проектов, чтобы как минимум не потерять вложения, а как максимум хорошо заработать. Не менее важно формировать свой собственный позитивный имидж для стартаперов.
Как правильно выстроить инвестиционную стратегию:
- заниматься нетворкингом и налаживать доверительные связи в сообществе стартаперов;
- наводить справки об авторах проектов, следить за их деятельностью;
- учиться находить рабочие идеи;
- искать грамотных соинвесторов с опытом, чтобы делить вложения;
- в процессе раскрутки проекта постоянно анализировать его развитие, чтобы оценивать целесообразность дальнейших вложений.
Читайте также!
Стартапер должен четко понимать, какова цель привлечения финансирования, какая сумма нужна на развитие проекта, от кого и как быстро.
Существуют специальные фонды или бизнес-ангелы, которые могут вложиться в новый бизнес. Их ищут в деловых медиа, в профильных каналах мессенджеров, а связываются с ними, к примеру, в LinkedIn. Кроме того, можно попытаться добиться личной встречи.
Краткий план презентации:
- описание проблемы и ее решение;
- стадия проекта, метрики и достижения;
- бизнес-модель;
- этапы развития и текущие достижения;
- рынок и конкуренты;
- команда;
- инвестиционное предложение.
Итак, что такое стартап? Это проект, мотором которого выступает новаторская идея для бизнеса, модель которого впоследствии можно масштабировать. Зачастую стартаперами движет не жажда денег, а стремление реализовать свой замысел. Однако без амбиций, в том числе и финансовых, дело не сможет сдвинуться с мертвой точки. Поэтому развитие стартапа – это комплексная работа команды заинтересованных лиц, где каждый отвечает за свой участок проекта.
*Facebook — организация, деятельность которой признана экстремистской на территории Российской Федерации.