О чем речь? Современное высшее образование в нашей стране находится на достаточно высоком уровне.
Что предлагает? Высшее образование включает программы бакалавриата, магистратуры, причем многие из них специализируются на конкретных областях, таких как инженерное дело, бизнес или право. В дополнение к традиционному обучению многие университеты предлагают онлайн-курсы, которые позволяют студентам учиться из любой точки мира.
В статье рассказывается:
- 3 уровня высшего образования в России
- Подготовка кадров высшей квалификации
- Виды вузов
- Заочное и дистанционное обучение
- Преимущества получения высшего образования
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
3 уровня высшего образования в России
Современное высшее образование в Российской Федерации предполагает следующие уровни:
Бакалавриат
Бакалавр – это степень, присваиваемая студенту высшего учебного заведения по результатам освоения и подтверждения знаний в избранной области специализации. Она может быть получена:
- выпускниками 11 класса – они поступают на конкурсной основе по количеству баллов ЕГЭ;
- выпускниками ссузов – сдают внутренние экзамены в вузе.
После получения данной степени студент имеет право поступить на следующий уровень обучения и стать специалистом или магистром.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Бакалавриат является полноценным высшим образованием. Он дает выпускникам все знания, необходимые для начала трудовой карьеры. Продолжительность обучения на степень бакалавра составляет четыре года для выпускников 11 класса и три года для окончивших ссуз. Такое образование является международно признанным и позволяет студентам продолжить обучение или найти работу за рубежом без необходимости специального подтверждения в других странах.
Магистратура
Это вторая степень современного высшего образования в РФ. Ее отличие – в подготовке специалистов с глубокими знаниями. Продолжительность обучения на степень магистра составляет два года. Чтобы поступить, необходимо не только пройти конкурс, но и сдать специальный экзамен, установленный университетом. На степень магистра могут претендовать студенты бакалавриата (с минимальным сроком обучения 4 года) и специалисты (с минимальным сроком обучения 5–5,5 лет).
Стоит отметить, что поступить можно в любое высшее учебное заведение – ограничения отсутствуют. Бакалавры и специалисты, не прошедшие на бюджет, могут подать документы на коммерцию. Кроме того, студенты магистратуры имеют отсрочку от военной службы, а после сдачи выпускных экзаменов они получают право на обучение в аспирантуре.
Специалитет
Это традиционный уровень высшего образования в России. Он до сих пор существует в нашей стране, несмотря на Болонский процесс. Профильное образование включает в себя как базовое, так и специализированное.
Прием в профильные вузы обычно осуществляется по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Продолжительность обучения составляет пять лет для студентов очной формы обучения и шесть – для заочной.
Специалист – это второй уровень высшего образования в России, эквивалентный степени магистра, поэтому перейти в магистратуру на бюджетной основе не выйдет – это будет для них как «вторая вышка».
Однако при желании можно поступить на коммерцию. В то же время специалисты могут подать документы в аспирантуру, что не может себе позволить бакалавр. Дипломы этого уровня традиционно ценятся в России, но непонятны иностранным работодателям и вызовут сложности при трудоустройстве за пределами страны.
Подготовка кадров высшей квалификации
Аспирантура – это форма научной и образовательной подготовки. Поступить туда может обладатель степени магистра или специалиста. Обучение включает в себя образовательный компонент, педагогическую и исследовательскую деятельность, а также практическую подготовку. Перед аспирантами стоит выбор научной работы, а также темы исследования для диссертации.
Очная форма обучения – не менее трех лет, заочная – не менее четырех. По окончании выпускник получает диплом с квалификацией «Исследователь» или «Преподаватель/исследователь». Диссертанту присваивается первая степень, которая официально подтверждает статус ученого, – «Кандидат наук». После этого можно получить вторую – «Доктор наук».
Ординатура – заключительный этап обучения по многим медицинским (фармацевтическим) направлениям. Она длится два года и обеспечивает глубокое изучение основ и практику в медучреждении для развития необходимых профессиональных навыков. По окончании курса сдается трехуровневый квалификационный экзамен. Выпускники получают диплом и классификацию врача-специалиста. С этим набором они имеют право полноценно работать в медицинском учреждении.
Ассистентура-стажировка – это форма обучения для получения высшей квалификации в области искусства. По данной программе могут обучаться лица, получившие степень специалиста или магистра.
Читайте также!
Период обучения – не более двух лет; он предполагает выполнение индивидуального учебного плана под руководством куратора учебного заведения и заведующего кафедрой. Выпускная работа может представлять собой спектакль, концерт, выставку, экспозицию или фильм, в зависимости от области специализации. По окончании ассистентуры-стажировки студент получает диплом.
Виды вузов
Разделение вузов на виды (университет, институт, академия) было узаконено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71, которое утратило силу в 2014 году. Сегодня все учебные заведения классифицируются в соответствии с программами, по которым они обучают студентов. Однако вузы по-прежнему именуются университетами, академиями или институтами, а полное официальное название включает организационно-правовую форму и тип (по программам), к которому относится учебное заведение.
Каковы же различия между тремя типами вузов?
Университеты
Университет – это крупный вуз, который готовит студентов по различным специальностям и ведет исследовательскую деятельность по нескольким дисциплинам. Их можно условно классифицировать на несколько категорий:
- Классический (междисциплинарный)
Это университет в традиционном понимании. Высшее учебное заведение с примерно равным сочетанием гуманитарных и естественных наук в подготовке и обучении студентов. Как правило, в нем образовательные программы по циклу социальных, гуманитарных и естественных наук составляют не менее 60 % всех профессиональных образовательных областей.
Скачать файлКлассическим университетам присуща фундаментальность. Другими словами, вуз готовит универсальных специалистов, обладающих глубокими знаниями в определенной области и способностью проводить научные исследования. Выпускники классических университетов активно работают во всех областях образования, культуры, науки, экономики и государственного управления.
Ведущими являются Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. Они представляют собой эталон современного высшего образования в России. МГУ и СПбГУ имеют статус классических университетов в соответствии с федеральным законом.
- Профильный (по направлениям обучения)
Профессиональные университеты в современном высшем образовании отличаются от классических тем, что в первую очередь готовят специалистов-практиков и проводят прикладные исследования для конкретных отраслей.
Многие нынешние профильные университеты – это бывшие специализированные институты, выросшие до размеров университета. Большинство из них сохранили слово «институт» в своем названии, а в некоторых случаях оно стало частью их бренда.
Так, МГИМО (Московский государственный институт международных отношений) не отказался от своего названия при переходе в «высшую лигу» и добавил в скобках всемирно известный бренд «Университет»: МГИМО (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации.
на курсы от GeekBrains до 10 ноября
МИСиС – несмотря на то, что стал первым российским вузом, получившим статус национального исследовательского технологического университета, сохранил яркую акустическую аббревиатуру в своем названии: Московский институт стали и сплавов теперь именуется НИТУ «МИСиС». ЛЭТИ (в прошлом Ленинградский электротехнический институт) также не распрощался со словом «Институт» в своем современном названии, и 135-летний вуз теперь известен как Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ».
- Федеральный (ФУ)
Федеральные университеты имеют особый статус. Они являются как бы комбинацией Министерства экономического развития региона и Министерства образования и науки. Их миссия – быть научно-методическими центрами развития высшего образования в регионе и обеспечивать высококвалифицированными кадрами программы развития субъекта. Таким образом, федеральные университеты строят свою учебную и исследовательскую деятельность в тесной связи с потребностями конкретных территорий.
- Национальные исследовательские (НИУ)
НИУ – это университет, который в равных пропорциях сочетает в себе образовательную и исследовательскую деятельность. Его целью должно быть совершенствование и внедрение высоких технологий в производство, обеспечение высококвалифицированными кадрами приоритетных направлений экономического, технологического, социального и научного развития страны.
Категория «Национальный исследовательский университет» присваивается правительством в соответствии с результатами ежегодного мониторинга программ развития вузов. Если учебное заведение продемонстрирует сравнительно низкие показатели, оно будет лишено этой престижной аббревиатуры.
Академии
Это высшие учебные заведения, которые готовят студентов по многим направлениям и специальностям, но в одной сфере, такой как экономика, культура, наука или общественная жизнь. В большинстве случаев академии специализируются на гуманитарных или естественных науках, а их основными профилями являются:
- здравоохранение и медицина;
- искусство;
- право;
- туризм;
- финансы;
- экономика.
Институты
Институт представляет собой высшее учебное заведение, которое готовит передовых специалистов в конкретной области. Как правило, они связаны с промышленностью, производством, технологиями, точными и общественными науками. Кроме того, институты обычно имеют меньший выбор специализаций и научных направлений, чем академии того же профиля.
В период с 2009 по 2015 год высшее образование в нашей стране подверглось ряду реорганизаций. С тех пор многие из независимых институтов советского периода входят в состав университетов, в частности федеральных.
Заочное и дистанционное обучение
Долгое время очная форма обучения была самым популярным и наиболее приемлемым способом получения знаний. Существовало устойчивое мнение, что при ежедневном посещении вузов и непосредственном общении с преподавателями студенты могут получить максимальный объем знаний и практических навыков.
С распространением Интернета и развитием цифровых образовательных платформ у студентов появилась возможность учиться заочно, используя технологии дистанционного обучения. Они могут получить те же знания, что и студенты на дневной форме, точно также выполняют практические задания и сдают экзамены. Очно-заочное образование сочетает в себе технологии дистанционных занятий с традиционным офлайн обучением.
Формат удаленки удобен тем, что позволяет студентам учиться в другом городе,получая знания между работой, материнством и личной жизнью. Кто-то даже может проходить обучение в двух университетах одновременно. Современный компьютер, наушники, микрофон, высокоскоростной Интернет – вот минимальные требования для того, чтобы иметь возможность получать образование из дома. Единственным недостатком является то, что мужчины призывного возраста не имеют отсрочки от армии на период обучения.
При получении высшего образования заочно или удаленно важно правильно выбрать вуз с развитой инфраструктурой электронного обучения.
Дистанционка открыла новые возможности для студентов и сделала высшее образование более эффективным и доступным. Всегда можно освежить в памяти давно изученный материал, задать вопросы преподавателю в чате или просмотреть лекции для более глубокого понимания темы. Одновременно доступны такие формы проведения занятий, как:
- аудио- и видеокурсы;
- вебинары;
- видеоконференции;
- консультации через Zoom или Skype;
- онлайн-тестирование.
Подход к обучению также отличается. Студенты имеют право составлять свой собственный график и могут планировать его в соответствии со своими потребностями. Главная цель – вовремя сдать тест по изученной теме. Еще одно преимущество дистанционного обучения: оно намного дешевле очного, если студент учится на платной основе.
Преимущества получения высшего образования
Какие преимущества имеет современное высшее образование в России?
Формирование базы знаний
Разнообразие и глубина информации, которую получают в вузе, подготавливают платформу, которая дает возможность начинать практически с любой отправной точки. Если университет хороший, а преподаватели увлеченные, то студентам всегда интересно учиться. Это пробуждает жажду к знаниям и понимание того, в каком направлении развиваться.
Изменение отношения к себе и собственному будущему
Среднестатистическому российскому выпускнику школы необходима реабилитация. Немногие учителя способны относиться к ученикам как к равным, с уважением, давать им ту свободу, которую они заслуживают.
Читайте также!
В хорошем университете, как правило, преподаватели признают в студенте самостоятельного взрослого человека, позволяют принимать решения, не давят и не контролируют каждый шаг. Это заставляет вас пересмотреть приоритеты и взять на себя ответственность за собственную жизнь. Однако не стоит забывать: если с чем-то не справитесь, никто не будет с вами церемониться: наряду с правами все люди получают и обязанности.
Усовершенствование навыков
Современное высшее образование позволяет прокачать способности, которые помогут в дальнейшем добиться успеха в различных сферах жизни. Хороший университет учит студентов:
- запоминать данные за короткий промежуток времени и излагать их с полным пониманием предмета;
- быстро и точно находить информацию;
- грамотно планировать свое время и расписывать задачи. Постепенно в ходе учебы к студентам приходит понимание того, какие предметы можно пропустить перед сессией, а какие нужно изучать постоянно; когда лучше начинать подготовку к экзамену;
- выступать на публике, в частности, перед незнакомыми или негативно настроенными людьми;
- качественно презентовать себя;
- проявлять инициативу и активность. Лучше усердно работать на «автомат» сейчас, чем мучиться потом при подготовке к экзамену.
Возможность наладить связи
Если вы посещали обычную общеобразовательную школу в своем районе, круг общения ограничен этим сообществом. В вузе есть возможность познакомиться с огромным количеством людей, чьи интересы совпадают с вашими в силу того, что все выбрали одну и ту же профессию. Если университет хороший и конкурентоспособный, то студенты, как правило, умные, обеспеченные и интересные. Это прекрасная возможность обзавестись друзьями.
Получение доступа к студенческим грантам и конкурсам
Участие в таких программах – всегда состязание, поэтому нужно быть лучшим хоть в чем-то, чтобы воспользоваться этим. Но если все получится, то вы будете вознаграждены не только деньгами, но и новыми знакомствами, возможностью участвовать в интересных проектах и другими бонусами.
Расширение границ познания
Школьное образование призвано помочь среднему ученику освоить учебную программу. В результате педагоги часто сосредотачиваются на отстающих. Поэтому лишь немногие из ребят полностью осознают, на что они действительно способны и насколько велик мир вокруг них.
В хорошем вузе человек понимает, что не существует границ – есть препятствия. Все мы способны на что-то большее, чем нам кажется, важно вовремя это осознать.
Современное высшее образование – это и проблемы, и перспективы. Оно не только дает знания и полезные навыки, но и формирует в человеке личность, открывает ему новые горизонты. Однако все это доступно только в том случае, если вы идете в вуз учиться, а не просто получать «корочку».