Их знать, у них учиться

В День Учителя преподаватели GeekBrains делятся достижениями и дают советы по эффективному обучению.
8 минут10916

 

Однажды ученик спросил Учителя, как избавиться от глюков в программах.
И Учитель дал ему вирус CIH.
Однажды другой ученик сказал учителю, что хочет программу без глюков.
«Глупец! – разозлился Учитель.
- Почему ты не просишь глюк без программы?»

Дзен-буддистская притча


Сегодня мир компьютеров и Интернета делают люди, имена которых (если и не их, то созданных ими компаний или продуктов)  на слуху. Помнят ли они, кто учил их читать, писать, думать, кодить, придумывать системы?  В спорах с кем закалялись характеры людей, которые делают мир вокруг нас удобнее и интереснее?  Кто учит и показывает, как делать и куда двигаться примером, словом, делом, метким замечанием, а, подчас и "направляющим пинком"?  Это учителя!

У слова «учитель» множество синонимов: преподаватель, наставник, гуру, сэнсей, духовник и т.д. И тем, кто нашел для себя человека, которого можно назвать Учителем с большой буквы – несказанно повезло.

Профессия учителя весьма непростая, стать настоящим учителем довольно сложно. Это и большой груз ответственности, и подбор учебного материала, и умение доходчиво объяснить его каждому ученику, а также ангельское терпение и труд.  Но, несмотря на это, многие люди выбирают эту профессию. Как и почему человек становится преподавателем? Об этом я спросила преподавателей GeekBrains. Как оказалось, у каждого была своя дорога, которая привела их к этой нелегкой профессии.

Андрей Заярный считает, что это, не больше не меньше, как воля Провидения:

«Так получилось, что лучшие воспоминания детства по большей части связаны со школой. И хотя я очень хотел быть программистом, но, видимо, наверху решили по-другому. Я преподаю "Основы программирования" и "C#. Базовый курс". Я не выбирал. Ребята из GekBrains любезно предложили мне поработать на этих курсах. Но мне представляется это вполне логичным. У меня большой опыт преподавания именно основ программирования. Поэтому здесь я чувствую себя в своей тарелке».

А Дмитрия Бондарчука сама жизнь привела на этот путь:

«Так сложилось, что после окончания университета, я поступил в аспирантуру, пришлось работать на кафедре и, соответственно, преподавать. Постепенно втянулся и даже понравилось. Т.е. в школу программирования я пришел уже с некоторым преподавательским багажом. Преподаю весь веб-стек (php, javascript, nodejs). Выбрал именно эту тематику, потому что основной мой опыт связан именно с этими технологиями».

Александр Зеленин:

«Накопился багаж знаний, которым хочется поделиться. Преподаю Javascript / Nodejs. Мне безумно нравится JS — это очень крутой и удобный язык, на котором можно реализовать абсолютно всё (ну, за исключением ооочень редких случаев). Он красив, быстр и удобен. Специалистов всегда не хватает — мне нужны сотрудники. Пусть не сейчас, а через пару лет. Так почему бы самому не заняться их обучением, когда за это ещё и платят? :-)».

Некоторые почувствовали своё призвание уже со школьной скамьи.

«Обнаружил в себе такое увлечение еще в детстве. До школы мы с сестрой регулярно готовили друг другу доклады по всевозможным тематикам: греческая мифология, культура Египта, и т.д. Затем, в школе мне хотелось подтянуть уровень своих ребят, и я иногда репетиторствовал по математике. Так я заработал свои первые 100 рублей и коробку конфет. Позже, получив хорошее образование и достаточно богатый опыт в сфере программирования, я почувствовал необходимость передать эти знания», - говорит Евгений Картавец. - «Сейчас я преподаю курс "Разработка ПО по-взрослому". Еще есть несколько бесплатных курсов: по Git-у и ООП. В проекте - курс по изучению языка C#.
Я проработал программистом более 5 лет, и мне захотелось поделиться тем опытом, который был мною получен в рамках коммерческой разработки. Рассказать о том, что можно узнать, либо прочитав огромное количество разнообразной литературы, либо испробовав все на личном опыте. Более того, мне хотелось дать ученикам возможность попробовать себя в условиях, приближенных к реальной работе в IT-компании, почувствовать себя в шкуре программиста. Одно дело выучить какой-то язык, совсем другое - поработать в команде, написать законченный проект, пройти через все стадии полноценной коммерческой разработки. Именно такую цель я себе поставил, когда готовил курс "Разработка ПО по-взрослому", и, на мой взгляд, она была успешно достигнута».

Александр Шлейко видит в преподавании захватывающий творческий процесс, способный соединить несколько направлений:

«Моя голова устроена так, что в ней комфортно умещаются и развиваются как творческая, так и техническая составляющие. И я всегда с радостью тянусь туда, где есть место и тому и другому. Преподавание - как раз из таких. Построение интересного урока - очень творческий процесс, ну а где тут IT, думаю, и так понятно. В данный момент я преподаю PHP, потому как в этой тематике чувствую себя наиболее комфортно, веб-приложения, веб-сервисы - одна из наиболее живо интересующих меня тем на данный момент».

Михаилу Шляхову «всегда нравилось объяснять какие-то вещи людям, с которыми учился, работал, так как таким образом начинал лучше разбираться в материале» «На данный момент читаю курс «HTML/CSS. Основы создания сайтов», достаточно интересные ощущения от мысли, что для многих ребят это в принципе первый опыт, связанный с разработкой».

Качества настоящего Учителя

Далее разговор зашел о качествах, без которых преподаватель не сможет стать для ученика Учителем, и о «секретных техниках» преподавания. Как оказалось, они существуют и, более того, у каждого свои!

«Я ставлю себя на место ученика и пытаюсь понять, реально ли что-то полезное рассказываю. Если сам бы не стал себя слушать - то и рассказывать такое не стоит», - говорит Зеленин Александр.

Картавец Евгений тоже признался, что секретные техники есть: «Достаточно дать в начале занятий какую-нибудь крутую задачу, а потом решить её прямо на уроках, объяснив по ходу дела всю информацию, необходимую для её понимания».

Дмитрий Бондарчук считает, что «лучший прием, чтобы заинтересовать аудиторию - юмор».

Андрей Заярный также подтвердил наличие в своём арсенале секретной техники преподавания, а Михаил Шляхов делает «большую ставку на обратную связь, чем на обычное изложением материала». «Мы живем в мире, где по одному клику можно получить доступ к бесконечным потокам информации, и в этой ситуации взгляд со стороны и более личный подход становятся более важными».

Их роли в IT

Не секрет, что самым большим доверием пользуются те учителя, у которых за плечами огромное количество практики и реального опыта. Я поинтересовалась, чем же «в миру», помимо обучения других, занимаются наши учителя, и что они считают самым большим личным достижением.

Андрей Заярный занимается программированием с 7 класса и активно создает личные проекты, проекты для школы и постоянно саморазвивается. Самым большим личным достижением считает «систему тестирования "Prostotest", которая очень мне помогает в работе репетитором. Это сайт на основе технологии ASP.NET. С ней я забыл, что такое долгое создание контрольных работ. Этот процесс теперь автоматизирован и мне намного проще работать».

Дмитрий Бондарчук является реальным программистом, окончившим НИЯУ МИФИ и участвует «во многих проектах, как личных, так и коммерческих: от сайтов-визиток до разработки социальных сетей глобального масштаба»

Евений Картавец: «Закончил ВМиК МГУ. За 5 лет прошел путь от младшего программиста до руководителя группы разработчиков. Мой текущий рабочий проект - это специализированная поисковая машина медиа-контента. Текущий проект - самый масштабный. Мы храним терабайты данных и производим распределенные вычисления на десятках серверов».

Зеленин Александр работал в десятках малых и больших компаний. «Недавно успешно собрали средства на запуск онлайн игры https://boomstarter.ru/projects/zav/consul_war . Сейчас идет активное ЗБТ. Всё на JS, конечно же.» (прим. ЗБТ - закрытое бета-тестирование.)

Алексндр Шлейко «написал первые строки на php ещё тогда, когда модемы издавали звуки, умение копировать которые отличает истинного олдфага». Далее по его словам опыт приходил в процессе решения рабочих задач.

Михаил Шляхов «программированием увлекался со школы, дальше был уже институт, где, несмотря на то, что специализация была с бОльшим уклоном в физику, было достаточно программирования. А потом уже работа в различных компаниях, набивание шишек, а вместе с тем и получение опыта. Недавно закончил очень интересный проект для одной международной компании, но, к сожалению, больше ничего сказать не могу - NDA». (прим. NDA - Non-disclosure agreement - Соглашение о неразглашении)


И, напоследок, самое вкусное.

Их советы для успешного обучения

 То, чему в первую очередь стараются научить все преподаватели вышей школы – научить учиться:


«До обучения заранее выделите часы, в которые будете делать домашние задания и пересматривать материалы. Если понадеетесь на "за день найду время", то рискуете, что в какой-то день будет форс-мажор, из-за чего ничего не успеется, следующий семинар будет полупонятным, и этот хвост поплывет и потащит за собой все. По этой же причине старайтесь делать домашки сразу после семинаров. Знания будут свежее, сэкономите на повторном просмотре видео. Подготовьте себе настоящее рабочее место, а не уголок с краю от ярлыков игрушек. Если операционка глючит/тормозит, перед курсом ее обязательно надо переустановить». (с.) Александр Шлейко

 

  • Не забывайте свою цель, все приходят на курсы за разным, и важно помнить, зачем здесь Вы. Это не даст лени взять верх;
  • Не бойтесь спрашивать. Получить обратную связь намного важнее, чем просто прослушать материал;
  • Помогайте одногруппникам, когда кому-то что-то объясняешь, то сам начинаешь понимать лучше и, как показывает практика, данный метод очень хорошо работает.  (с) Михаил Шляхов

  • Решайте домашние задания! Это ваш реальный опыт, без которого никуда.
  • Читайте книги! Уроки помогут вам вникнуть в тему, но рано или поздно вам все равно нужно будет пойти самим.
  • Верьте в себя! У Вас все получится! (с) Картавец Евгений

 

  • Научитесь терпению. Программирование - вещь не из простых, придется потратить значительное количество времени на обучение, чтобы добиться результата.
  • Привыкайте самообразовываться. IT - отрасль очень динамичная, постоянно все развивается, меняется, учиться придется постоянно.
  • Захотите научиться. Ваше обучение, пожалуй, только на 10% зависит от преподавателя, все остальное зависит от Вас и Вашего желания. (с) Дмитрий Бондарчук

 

  • Сформулируйте для себя, что вы хотите получить. Когда вы понимаете, зачем вы пришли на курсы, вам легче будет сосредоточится на работе.
  • На учителя надейся, но сам не плошай.
  • Обучение это всегда двухсторонний процесс.  Подумайте, что вы можете сделать, чтобы ваше обучение прошло эффективно. Поделитесь этим с преподавателем. (с) Андрей Заярный.

Да и просто «Берешь и делаешь!» - (с) Александр Зеленин


Резюмируя данную статью, посвященную Дню Учителя, я хотела бы выразить благодарность всем своим Учителям, что встретились и продолжают встречаться на моём жизненном пути, и с помощью которых я стала той, кем являюсь сейчас.

Отвлекитесь на минутку от своих повседневных забот! Позвоните, напишите, зайдите к своим Учителям и скажите им от всего сердца огромное человеческое СПАСИБО. Ведь именно они поверили в Вас, терпеливо исправляли Ваши ошибки, помогали в сложных ситуациях и вкладывали в Вас не только знания, но и свою Душу.

Тем, кто хочет стать программистом, рекомендуем профессию «Веб-разработчик».

образованиеразвитие
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!