Зачем? Запатентовать название, то есть документально обозначить свои права на него, рекомендуется каждой компании. Это убережет от недобросовестного использования наименования в корыстных целях со стороны конкурентов или просто вымогателей.
Где? Узаконить название и/или логотип фирмы можно двумя способами: получить на них патент или товарный знак. И то, и другое оформляется в Федеральном институте промышленной собственности, расположенном в Москве. Процедура состоит из определенных этапов и требует сбора приличной кипы документов. Все это стоит немалых денег и занимает по времени до года.
В статье рассказывается:
- Что значит запатентовать название и логотип
- 7 причин запатентовать название и логотип компании
- Условия получения патента на название и логотип
- Где запатентовать название и логотип
- Этапы патентования
- Правильность оформления заявления в ФИПС
- Стоимость и сроки регистрации
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Что значит запатентовать название и логотип
Название — это словесное коммерческое обозначение или шрифтовая композиция. По сути, это любое сочетание букв и шрифта: фирменное наименование компании из ЕГРЮЛ, в том числе выдуманное, название книги, личный бренд ИП. К примеру, название компании NIKE.
Логотип — это изобразительная или комбинированная композиция: эмблема, принт, дизайн упаковки, этикетка, векторная иллюстрация. То есть любой изобразительный элемент. Например, галочка бренда NIKE. Название и логотип являются частью индивидуального образа компании, формируют бренд, способствуют отстройке от конкурентов.
Любой компании следует обезопасить себя с правовой точки зрения, запатентовав свои название и логотип. Благодаря этому предприятие становится единственным их владельцем. И если кто-то решит использовать эти или похожие средства индивидуализации в своей деятельности, это будет незаконно.
Компания, которой принадлежат права на лого и название, может подать в суд на нарушителя и потребовать от него устранения всех незаконных упоминаний бренда, а также взыскать крупную компенсацию.
Как запатентовать название и логотип в России? Для защиты своих прав в отношении средств индивидуализации компании необходимо совершить одно из двух возможных действий.
- Получить на них патент
Можно зарегистрировать логотип в качестве промышленного образца. Промышленным образцом признается только изобразительный элемент, то есть художественно-конструкторские решения, сочетание цветов, линий и контуров изделия (ст. 1352 ГК РФ). К таким элементам относятся дизайн упаковки, эмблема или логотип (в случае, если они воспринимаются как единое изображение). То есть название не считается художественным элементом и получить на него патент невозможно.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
- Зарегистрировать товарный знак
В основном когда речь заходит о необходимости регистрации логотипа и названия компании, на ум приходит именно товарный знак и получение свидетельства в Роспатенте (ст. 1481 ГК РФ). Эта процедура предполагает внесение средств индивидуализации в государственный реестр.
Несмотря на то, что чаще всего регистрируют именно название компании, ее логотип либо их комбинацию, это можно сделать и с любыми другими средствами индивидуализации бизнеса – слоганами, изображениями, звуками, сочетаниями цветов, а также многими другими элементами (ст. 1482 ГК РФ).
7 причин запатентовать название и логотип компании
Запрет на использование знаков отличия конкурентами и возможность потребовать компенсацию до 5 млн. руб
Владельцем логотипа и названия является тот, кто первый запатентовал их (ст. 1484 ГК РФ). Он вправе потребовать от лица, незаконно использующего данные средства индивидуализации или обозначения, сходные с ними, прекращения этой деятельности и денежной компенсации.
Так, если сторонняя компания решит использовать такое же или похожее название на вывеске, на нее можно подать в суд и заставить сменить название и убрать вывеску. При незаконном использовании товарного знака на упаковке товара от компании можно потребовать изъять все товары из гражданского оборота и уничтожить. Помимо этого, законом предусмотрена компенсация в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб. (ст. 1515 ГК РФ).
В судебной практике редки случаи назначения крупной компенсации. Например, 1 млн. руб., который удалось отсудить у нарушителей Фабрике мороженого «Славица», считается отличным результатом работы юристов.
Еще один пример незаконного использования названия. Компания, занимающаяся продажей изделий из джинсовой ткани, зарегистрировала товарные знаки «Masterjeans» и «Мастерджинс». После этого работники предприятия нашли интернет-магазин с наименованием «Мистер Джинс», которое буквально на одну букву отличалось от их собственного. Юристы обратились с иском в суд, потребовав у конкурента больше не использовать чужой товарный знак и выплатить компенсацию в размере 1 млн. руб. Суд постановил сменить название и взыскал с ответчика 100 тыс. руб. компенсации (решение АС г. Москва от 12.04.2017 по делу № А40-3632/16-26-22).
Читайте также!
Возможность изъять у нарушителя «свой» домен в интернете
Доменное имя с названием компании вправе использовать только владелец товарного знака (пп. 5 п. 2 ст. 1484 ГК РФ). Если кто-то создаст сайт с таким же или сходным доменным именем, его можно отобрать через суд.
Запрет ввоза контрафактных товаров на таможне
Чтобы проконтролировать ввоз своих товаров в Россию, можно внести обозначения в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Это позволит завозить маркированный товар на территорию РФ только официальным импортерам – тем, что получили соответствующее разрешение от владельца товарного знака. Остальные товары будут считаться контрафактом и не смогут пройти таможенное оформление.
Так, на российско-финской границе в сентябре 2020 года таможней была задержана партия пневмохлопушек с изображением Микки-Мауса. Право на товарный знак принадлежит компании DISNEY ENTERPRISES, INC, он внесен в ТРОИС. Хлопушки провозились без разрешительных документов на использование изображения и были изъяты, а на импортера составили протокол по ст. 14.10 КоАП РФ.
Возможность запуска франшизы
Продажа франшизы предполагает передачу права использования своего названия компании-покупателю. По договору концессии владелец передает в пользование другому лицу свой товарный знак и другие связанные с ним исключительные права (п. 1 ст. 1027 ГК). Можно продать франшизу и без предварительной регистрации товарного знака, однако это может повлечь серьезные проблемы в будущем: франчайзи может подать в суд и потребовать возмещения убытков.
Скачать файлТак, в судебной практике есть неудачный пример продажи франшизы индивидуальному предпринимателю, с которым компания-франчайзер заключила договор концессии. Договором предусматривалась, что ИП имеет право использовать название «Секундочку» в своей работе. Позже выяснилось, что компания не озаботилась регистрацией товарного знака и, заключая договор с ИП, не владела названием единолично.
Индивидуальный предприниматель отправился в суд и подал иск на франчайзера за необоснованное обогащение. Суд взыскал с компании 2,5 млн. руб. и еще 660 тыс. руб. процентов за использование денег (решение АС Московской области от 26.04.2017 по делу № А41-4910/16).
Возможность реализовывать товар на маркетплейсах и в супермаркетах на законных основаниях
Закон запрещает продажу товаров с чужим товарным знаком без соответствующих документов. Чтобы заниматься их реализацией, необходимо стать официальным дистрибьютором или получить разрешение. Самовольное использование чужого товарного знака преследуется по закону.
Маркетплейсы в основном ведут борьбу с контрафактом. К примеру, Lamoda требует от поставщиков представить свидетельство на товарный знак. А OZON предупреждает продавцов об ответственности за недостоверную маркировку товара в виде возмещения убытков и штрафа в размере 150 тыс. руб. (п. 10.6 Приложения № 1 к Договору оферты для Продавцов на Платформе Ozon).
на курсы от GeekBrains до 10 ноября
Очередной прецедент. Компания, зарегистрировавшая товарный знак «ЖДУН», нашла на Озоне товар другого поставщика с таким же названием. После этого она подала против маркетплейса иск в связи с тем, что торговая площадка нарушила ее права как правообладателя товарного знака. Суд удовлетворил иск и обязал Озон выплатить «ЖДУНУ» компенсацию 2 млн. руб. (решение АС г. Москва от 15.01.2020 по делу № А40-182069/17-105-1266).
Запрет на показ контекстной рекламы конкурентов по бренду в Googleи Yandex
Рекламные площадки Google Ads и Яндекс.Директ запрещают нарушать чужие интеллектуальные права и использовать товарные знаки без разрешения правообладателя. Если нарушения обнаруживаются в объявлениях, поисковые системы могут их удалить. Чтобы это произошло, необходимо отправить жалобу в Гугл и Яндекс, приложив патент на наименование (свидетельство на товарный знак) и указав, что они используются незаконно.
Возможность превратить расходы в нематериальный актив и поставить его на баланс
Товарный знак является нематериальным активом компании. Его постановка на баланс фирмы может увеличить ее стоимость, что имеет смысл при капитализации и поиске инвесторов. Кроме того, логотип можно закладывать, как и другое имущество (к примеру, для оформления кредита в банке).
Однако товарные знаки могут оцениваться и иными способами:
- рыночный — в этом случае используют цены рыночных сделок с товарными знаками других (смежных) правообладателей;
- доходный — при оценке товарного знака в расчет берутся потенциальные финансовые потоки и прибыль от запуска логотипа.
Использование этих подходов дает возможность спрогнозировать вероятный экономический эффект от хозяйственного использования товарного знака и увеличить чистые активы и капитализацию компании.
Условия получения патента на название и логотип
Нужно подать заявку и сопроводить ее определенным пакетом документов. При этом важно учесть несколько моментов.
- Подаваться можно только как юрлицо или ИП.
- Права на товарный знак действуют только на территории РФ. Как запатентовать название бренда и логотипа, чтобы обезопасить компанию на международном уровне? Для этого существует отдельная процедура.
- Регистрация товарных знаков и логотипов возможна только для отдельных классов товаров и услуг. Их перечень необходимо указать при подаче заявки.
- Если компания не использует товарный знак и логотип на протяжении трех лет, патенты на них могут быть аннулированы. Это сделано во избежание злоупотреблений со стороны недобросовестных граждан.
Где запатентовать название и логотип
Необходимо подать заявку в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). Главный офис компании расположен в Москве. В Санкт-Петербурге и Новосибирске имеются региональные представительства.
Отправить документы можно почтой, по факсу, подать лично и через представителя по доверенности. Обладая электронной подписью, можно направить заявку через официальный сайт Роспатента.
Как запатентовать название организации или логотип побыстрее? Ускорить патентование можно обратившись к патентному поверенному или компетентному юристу, которые окажут помощь в сборе документов, правильном оформлении заявки, а также будут представлять интересы компании в ФИПС.
Этапы патентования
Рассмотрим, как проверить и запатентовать название фирмы для ИП или юридического лица поэтапно.
- Для начала следует уточнить, является ли название уникальным. Это делается через независимые патентные бюро или учреждение Роспатента. Необходимо отправить запрос в единый федеральный реестр зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности.
- После этого составляется заявка на регистрацию, к которой прилагается описание логотипа или товарного знака и их отдельных элементов. Кроме того, следует представить перечень классов товаров и услуг, для которых осуществляется патентование, и т.д.
- Готовая заявка подается в ФИПС.
- Срок формальной экспертизы – 1 месяц. После ее завершения заявителю направляется уведомления о положительном завершении.
Читайте также!
Анализ финансовой деятельности предприятия: метрики, методики, этапы проведенияПодробнее - За этим следует проведение экспертизы по существу. Объекты изучаются на предмет уникальности через единый реестр Роспатента. Такая проверка может длиться до 1 года.
- Принимается положительное решение о выдаче патента на название, логотип и товарный знак.
- Происходит регистрация объектов интеллектуальной собственности, сведения о них вносятся в реестр Роспатента.
- Завершающий этап – получение патента, который устанавливает режим правовой охраны.
В процессе рассмотрения заявки и проверок заявителю могут направляться запросы для устранения нарушений или неточностей.
Правильность оформления заявления в ФИПС
Как запатентовать логотип и название без ошибок? Заявка на выдачу патента оформляется на русском языке. Если к ней прилагаются документы на иностранном языке, они должны сопровождаться переводом (прилагается второй комплект документов).
Правильно составленная заявка должна содержать:
- почтовый адрес;
- полные данные заявителя и его идентификаторы (ОГРН, ОГРНИП, ИНН, КПП);
- при наличии — данные о представителе (патентный поверенный или другое лицо по доверенности);
- место и адрес регистрирующего органа;
- код страны по стандарту ВОИС st. 3;
- изображение логотипа и его характеристики;
- информация об уплате государственной пошлины;
- подпись и дата заявителя.
ФИПС имеет право отказать в выдаче патента при наличии ошибок в заявлении.
Стоимость и сроки регистрации
Расходы, связанные с получением патента на название, логотип и товарный знак:
- госпошлина за регистрацию заявки по оформлению прав на товарный знак или знак обслуживания, а также за принятие решения по итогам экспертизы — 3 500 рублей;
- пошлина за проведение экспертизы представленного фирменного обозначения (сумма стартует с 16 500 рублей и может расти в зависимости от количества выбранных классов товаров и услуг);
- регистрация товарного знака или знака обслуживания — 16 000 рублей.
- пошлина за выдачу свидетельства на товарный знак — 2000 рублей.
За каждый класс МКТУ, указанный в заявке, придется заплатить 2 500 рублей, соответственно итоговая сумма пошлины зависит от количества классов.
Патент выдается на 10 лет и потом может быть продлен на тот же период. Обладатель прав на товарный знак может распоряжаться им на свое усмотрение в соответствии с законом и защищать объекты интеллектуальной собственности в суде.
Отличная статья.